История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Заведовал учебным заведением — ректор. Он руководил обоими отделениями. Обучение в школе велось на латинском языке. Говорить на родном языке запрещалось. Воспитанник, который случайно в присутствии свидетелей заговаривал на родном языке, подвергался унижению. На него надевали позорный знак, который он носил до тех пор, пока не предоставлялась возможность передать его другому провинившемуся товарищу.
Система воспитания в иезуитских коллегиях была суровой, подавляющая самостоятельность и волю учеников. Поведение воспитанников постоянно контролировалось. В школе были распространены слежка и доносы на товарищей по учебе. В помещениях, где жили и воспитывались учащиеся, поддерживались безупречный порядок и чистота. Физические наказания применялись крайне редко, а вместо палочной дисциплины иезуиты применяли систему поощрений и соревновательности. Отказавшись от системы механического зазубривания в иезуитских школах, широко применялись активные методы преподавания и обучения. Широко использовались публичные театрализованные представления и спектакли.
Основным стимулирующим средством воспитания считалось соревнование. Учителям рекомендовалось постоянно закреплять в сознании учащихся, что ничего не может быть почетнее, чем превосходить по знаниям своих ровесников, и наоборот, самое позорное быть обойденным своими ровесниками. Воспитанники делились на пары и контролировали друг друга. У каждого ученика был свой соперник, ловивший его на промахах. В классе сидели соответственно своим достижениям и успехам. Достойным ученикам вручали разнообразные награды, записывали на почетных досках и др. Отстающих сажали на позорные места и надевали на них унизительные знаки отличия: «ослиные уши», «дурацкие колпаки».
Несмотря на многие педагогические издержки, иезуиты впервые в педагогическую практику школы ввели систему отметок — баллы, стали делить учащихся по возрастам, проявляли заботу о физическом и нравственном воспитании учеников.
Большие требования иезуиты предъявляли к личности учителя. Они вели систематическую и хорошо организованную подготовку педагогических кадров для выполнения задач ордена. Официальные инструкции требовали подбирать на должность учителя людей, отличающихся способностями, знаниями, умением оказывать влияние на окружающих, образованных, хорошо владеющей методикой обучения. От учителя требовалось, чтобы он был хорошим оратором, умел организовать среди учеников дух соревновательности.
Наряду с иезуитами, хотя и в меньших масштабах функционировал орден базилиан, который начал свою педагогическую деятельность в Беларуси с 1617 года. При монастырях базилианами открывались монастырские школы двух типов: приготовительные и повышенные. Первые школы учили юношей элементарной грамоте, а вторые преподавали риторику, философию и богословие.