История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Как свидетельствуют исторические материалы, Ефросиния Полоцкая привлекала к своей просветительской деятельности многих выдающихся и талантливых людей своего времени. До нас дошли имена некоторых из них. История сохранила имя Лазаря Богши — полоцкого ювелира, который создал уникальный памятник прикладного искусства — именной крест для нового Спасского монастыря. Этому произведению искусства выпала непростая историческая судьба. Одновременно с этим, крест Ефросинии Полоцкой является ярким памятником местной письменности XII века и редчайшим историческим примером уникального полоцкого ремесла той эпохи.

Во время паломничества в Иерусалим Ефросиния заболела и умерла. Ее похоронили в монастыре Святого Феодосия, затем останки были переданы в Киево-Печерскую лавру, а сейчас находятся в Полоцке — в Спасо-Ефросиниевском монастыре. Ефросиния Полоцкая первая просветительница земли белорусской была приравнена православной церковью к лику святых.

Туровская земля также является одной из древнейших колыбелей просвещения и письменности восточных славян. Как и в Полоцке, в древнем белорусском городе Туров были основаны два монастыря, где переписывались древние книги и епископская кафедра (около 1000 г.). Отсюда берет свое начало известное «Туровское Евангелие» — один из самых редких и древних памятников восточнославянской письменности середины XI века. Оно написано на пергаменте и расписано различными красками.

В XII веке Туров был одним из крупнейших древнейших центров письменности и летописания. В культурном плане он мог соперничать с такими городами как Киев и Владимир. Первое упоминание о Турове относиться к 980 г. При дворе туровского князя служили богатые высокообразованные греки.

В таком окружении вырос и расцвел талант выдающегося и образованнейшего человека своего времени, белорусского писателя и просветителя второй половины XII века — Кирилла Туровского (1130 — 1182).

Его творческое наследие составляют различные поучения, «слова», молитвы, проповеди, каноны, сказания и др. Произведения Кирилла Туровского имели широкий международный резонанс и признание. За свое мастерство и художественный слог его называли вторым Златоустом.

Появление в XII веке цикла таких обращений (проповедей) было великим событием в истории ораторской прозы Древней Руси и принадлежат к замечательным достижениям славянской культуры.

Огромное педагогическое значение имели его «Поучения» о воспитании в человеке положительных моральных и духовных качеств. До наших дней дошло восемь его поучений и 27 молитв. Произведения Кирилла Туровского были популярны в Киевской Руси и почитались наряду с «Поучением Владимира Мономаха».

Наибольшую педагогическую ценность представляют его повести-притчи «Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и проповеди («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержаться ценные советы по воспитанию.

У Кирилла Туровского нет определенной педагогической системы, его мысли о воспитании пронизывают все его творчество. В своем мировоззрении он опирался на народную педагогику и христианскую мораль, выступая против лжи, зла, праздности, лицемерия и стяжательства, проповедовал чувство любви к Родине, умеренность, сострадание и милосердие, активно пропагандировал книжное знание, так как считал его сокровищем вечной жизни.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)