История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Во время паломничества в Иерусалим Ефросиния заболела и умерла. Ее похоронили в монастыре Святого Феодосия, затем останки были переданы в Киево-Печерскую лавру, а сейчас находятся в Полоцке — в Спасо-Ефросиниевском монастыре. Ефросиния Полоцкая первая просветительница земли белорусской была приравнена православной церковью к лику святых.
Туровская земля также является одной из древнейших колыбелей просвещения и письменности восточных славян. Как и в Полоцке, в древнем белорусском городе Туров были основаны два монастыря, где переписывались древние книги и епископская кафедра (около 1000 г.). Отсюда берет свое начало известное «Туровское Евангелие» — один из самых редких и древних памятников восточнославянской письменности середины XI века. Оно написано на пергаменте и расписано различными красками.
В XII веке Туров был одним из крупнейших древнейших центров письменности и летописания. В культурном плане он мог соперничать с такими городами как Киев и Владимир. Первое упоминание о Турове относиться к 980 г. При дворе туровского князя служили богатые высокообразованные греки.
В таком окружении вырос и расцвел талант выдающегося и образованнейшего человека своего времени, белорусского писателя и просветителя второй половины XII века — Кирилла Туровского (1130 — 1182).
Его творческое наследие составляют различные поучения, «слова», молитвы, проповеди, каноны, сказания и др. Произведения Кирилла Туровского имели широкий международный резонанс и признание. За свое мастерство и художественный слог его называли вторым Златоустом.
Появление в XII веке цикла таких обращений (проповедей) было великим событием в истории ораторской прозы Древней Руси и принадлежат к замечательным достижениям славянской культуры.
Огромное педагогическое значение имели его «Поучения» о воспитании в человеке положительных моральных и духовных качеств. До наших дней дошло восемь его поучений и 27 молитв. Произведения Кирилла Туровского были популярны в Киевской Руси и почитались наряду с «Поучением Владимира Мономаха».
Наибольшую педагогическую ценность представляют его повести-притчи «Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и проповеди («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержаться ценные советы по воспитанию.
У Кирилла Туровского нет определенной педагогической системы, его мысли о воспитании пронизывают все его творчество. В своем мировоззрении он опирался на народную педагогику и христианскую мораль, выступая против лжи, зла, праздности, лицемерия и стяжательства, проповедовал чувство любви к Родине, умеренность, сострадание и милосердие, активно пропагандировал книжное знание, так как считал его сокровищем вечной жизни.