История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Большое место в воспитании подрастающего поколения занимали языческая религия, народные обычаи, обряды и игры. Через них наследовались народное миропонимание, моральные принципы, нравственный этикет, закладывалось почитание родителей, уважение к старшим, дружба ровесников и др. Обрядовые песни, танцы, игры, заповеди несли культовое наследие, которое передавалось из поколения в поколение.
Образование Киевской Руси постепенно объединяло под своим началом различные племена, в том числе и те, которые положили начало белорусской народности. Население западных земель Древней Руси внесло значительный вклад в развитие древнерусской культуры и образования. Историки и археологи отмечают, что в связи с ростом городов и городского населения уровень грамотности был относительно высоким, развитию которого способствовали контакты с Византией, Болгарией и другими европейскими государствами.
Исторические факты и добытые археологами находки, убедительно служат подтверждением того, что грамота и письменность была распространена среди значительной части населения восточных славян и не была монополией лишь жителей крупных и средних городов. Доказательствами повсеместного распространения письменности являются найденные древние берестяные грамоты, расписки, торгово-ремесленные документы, приспособления для письма — «писало», чернильницы, металлические застежки от переплета книг и мн. др.
Как известно, письменность на восточнославянских землях существовала еще до принятия христианства. Русские князья трижды осаждали Константинополь, и свои договоры с побежденной стороной заключали на славянском языке.
Однако активному распространению грамотности и просвещения способствовали принятие среди славян официальной религии — христианства в 988 г. и возникновение нового письменного славянского (старославянского или староболгарского) языка. Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии («един язык словенск», как он назван в древнерусских летописях), предназначался и для «учения книжного».
Христианская религия и церковь активно распространяли грамотность среди населения, и сами принимали непосредственное участие в просвещении народа. Многие священнослужители, приезжая из Византии владели несколькими языками, переписывали с греческого и латинского языков книги, создавали первые школы.