История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Базилианские униатские школы в основном создавались по образцу иезуитских и отличались тем, что были элементарными и давали обучение беднейшим слоям населения, в то время как иезуитские коллегиумы носили повышенных уровень преподавания и предназначались для детей магнатов, шляхты, духовенства и знати. Униатские школы были ликвидированы после разделов Речи Посполитой.

С 20-х годов XVII века на Беларуси появились школы ордена пиаров. Своим устройством они напоминали иезуитские коллегии. Пиарские школы были открыты в Витебске, Лиде, Россонах и других городах Беларуси.

Пиары открывали школы двух типов: бесплатные для детей простого населения и платные для детей из состоятельных семей. Первые пиарские школы имели семь классов. Классы носили латинское название и делили учеников на три ряда: для успевающих, менее успевающих и неуспевающих учащихся. Ученики, имеющие больше всего похвал, назывались диктаторами, а самые неуспевающие учащиеся носили позорные имена и сидели на позорной доске. В пиарских школах была установлена строгая дисциплина и даже применялись телесные наказания.

В середине XVIII века пиары провели реформу школы, в которой активное участие принял Станислав Конарский, видный польский педагог-реформатор. В 1755 году выходит его работа «Ordnationis visitationis apostolicae» («Положения апостольского визита»), где он изложил суть проводимых школьных реформ. Станислав Конарский создал учебники на польском языке, которые впоследствии заменили многие иезуитские учебники, разработал правила приема, методы преподавания, советы учителям и требования к их профессиональной подготовке. После реформы содержание обучения в пиарских школах изменилось, активно внедрялся польский язык вместо латинского, большое внимание уделялось изучению математики, естествознания, географии, всемирной истории и истории Польши.

Со второй половины XVIII века пиарские школы по уровню обучения и популярности соперничали с иезуитскими коллегиумами и ориентировались лишь на просвещение имущих слоев населения — польской шляхты. Таким образом, несмотря на некоторые прогрессивные направления в деятельности пиарских школ, они не внесли значительный вклад в просвещение простого белорусского народа.

В 1773 году в Речи Посполитой была образована Эдукационная комиссия, которая предпринята попытку осуществить прогрессивную реформу системы народного образования. Эдукационная комиссия стала первым в Европе министерством народного образования, в подчинение которого переводились все типы школ, представленные на Беларуси. Комиссия разработала план преобразований, который нашел отражение в «Уставе, предписанный комиссией народного просвещения для академий и школ Речи Посполитой».

Активное участие в работе Эдукационной комиссии принимали участие такие политические деятели, просветители и педагоги как, Иоахим Хрептович, Казимир Нарбут, Ян Снядецкий, Ян Зноско, Иероним Стройновский и др.

Согласно уставу вся территория Речи Посполитой была поделена на две провинции: Польскую и Литовскую. Литовская провинция включала в себя школы, находящиеся и на территории Беларуси. Учебные заведения должны были стать бессословными и носить светский характер. Несмотря на то, что реформа школы, предложенная Эдукационной комиссией, имела прогрессивный характер, однако она не устранила феодально-сословный принцип школьного обучения. В результате реформы была установлена трехступенчатая система народного образования, которая состояла из начальной, средней и высшей школы. Так для крестьян предназначались лишь начальные школы, а для детей шляхты — высшая и средняя школы.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)