История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Большая часть населения Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой оставалась православной. Православная церковь продолжала играть значительную роль в духовной и культурной жизни страны. Однако для православных христиан феодальная эксплуатация усугублялась национальным и религиозным гнетом. Государство Речь Посполитая вела жестокие и кровопролитные войны с Московией, что в свою очередь негативно отражалось на жизни православных, духовно подчинявшихся московскому митрополиту. В свою очередь, отрекшиеся от православия и ставшие католиками, оказались предателями в глазах православных. Взаимные претензии верующих часто приводили к столкновениям.

Борьбу против усиления позиций католицизма и ополячивания белорусского населения вели православные братства — национально-религиозные общественные объединения, которые создавались при православных церквях и монастырях. Братства имели свой устав, органы управления, созданные на демократических принципах, их членами были представители различных сословий.

При братствах создавались православные школы. Братские школы были наиболее демократичными и передовыми учебными заведения того времени, поскольку принимали детей всех сословий и применяли новейшие методы воспитания и обучения. История братских школ началась в 1584 году, когда по просьбе виленских мещан король Стефан Баторий выдал разрешение «на сбудованье школ, на выхованье людей в письме умелых». Так в Вильно была организована первая белорусская братская школа. Она довольно быстро приобрела известность и первой среди братских школ начала использовать в учебном процессе печатные учебники.

Виленское братство имело собственную типографию и обеспечивало многие братские школы печатными учебниками, что положительно влияло на развитие всех братских школ осуществляющих свою деятельность, как на территории Беларуси, так и в Украине. Первая украинская братская школа была открыта в 1586 году в Львове, и со временем стала выделяться из всех братских школ особыми привилегиями, которые были закреплены в 1675 году королем Владиславом IV.

В 1590 году в Могилеве было создано православное братство скорняков и школа при нем, а в 1591 году была открыта братская школа в Бресте. В Минске первая братская школа была открыта в 1592 при Шпитальном православном братстве, а в 1613 году при Петропавловском православном братстве.

По уровню организации учебно-воспитательного процесса братские школы не только не уступали, но во многом и превосходили западноевропейские школы. Плата за обучение в братских школах была дифференцированной и зависела от уровня дохода в семье. Отдавая ребенка в школу, между родителем и ректором заключался договор, в котором указывалось, как будет осуществляться учебно-воспитательный процесс и обязанности родителей по отношению к школе.

Обучение в школе было доступным. Принимали в школу только мальчиков. Зажиточные семьи платили за учебу в полном объеме, семьи с низким уровнем дохода платили частично или вообще освобождались от оплаты, могли вносить ее натурой: продуктами питания, дровами и т.д. Сироты содержались бесплатно и получали здесь приют, пропитание и обучение за счет братства.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)