История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Борьбу против усиления позиций католицизма и ополячивания белорусского населения вели православные братства — национально-религиозные общественные объединения, которые создавались при православных церквях и монастырях. Братства имели свой устав, органы управления, созданные на демократических принципах, их членами были представители различных сословий.
При братствах создавались православные школы. Братские школы были наиболее демократичными и передовыми учебными заведения того времени, поскольку принимали детей всех сословий и применяли новейшие методы воспитания и обучения. История братских школ началась в 1584 году, когда по просьбе виленских мещан король Стефан Баторий выдал разрешение «на сбудованье школ, на выхованье людей в письме умелых». Так в Вильно была организована первая белорусская братская школа. Она довольно быстро приобрела известность и первой среди братских школ начала использовать в учебном процессе печатные учебники.
Виленское братство имело собственную типографию и обеспечивало многие братские школы печатными учебниками, что положительно влияло на развитие всех братских школ осуществляющих свою деятельность, как на территории Беларуси, так и в Украине. Первая украинская братская школа была открыта в 1586 году в Львове, и со временем стала выделяться из всех братских школ особыми привилегиями, которые были закреплены в 1675 году королем Владиславом IV.
В 1590 году в Могилеве было создано православное братство скорняков и школа при нем, а в 1591 году была открыта братская школа в Бресте. В Минске первая братская школа была открыта в 1592 при Шпитальном православном братстве, а в 1613 году при Петропавловском православном братстве.
По уровню организации учебно-воспитательного процесса братские школы не только не уступали, но во многом и превосходили западноевропейские школы. Плата за обучение в братских школах была дифференцированной и зависела от уровня дохода в семье. Отдавая ребенка в школу, между родителем и ректором заключался договор, в котором указывалось, как будет осуществляться учебно-воспитательный процесс и обязанности родителей по отношению к школе.
Обучение в школе было доступным. Принимали в школу только мальчиков. Зажиточные семьи платили за учебу в полном объеме, семьи с низким уровнем дохода платили частично или вообще освобождались от оплаты, могли вносить ее натурой: продуктами питания, дровами и т.д. Сироты содержались бесплатно и получали здесь приют, пропитание и обучение за счет братства.