История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Новая вера пришла на белорусские земли также из Византии. В целом распространение христианства происходило достаточно мирно. Однако язычество еще долго влияло на жизнь и быт наших предков, а многие языческие традиции сильны в современном обществе и до сих пор.
Реализация просветительской деятельности контролировалась и покровительствовалась великими русскими князьями — Владимиром Святым, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, которые осознавали великую силу образования и воспитания в деле самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за свою национальную независимость.
Благодаря их усилиям образование в древнерусском государстве в XI — XII вв. достигло достаточно высокого уровня. Основными центрами культуры были большие и малые города, монастыри и церкви, а распространителями образования — светские деятели, священники и монахи. Из первых русских летописей «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет» и «Поучение Владимира Мономаха» мы узнаем о том, что после принятия христианства князь Владимир приказывал брать детей у знатных родителей и отдавать их в «ученье книжное». Так в Киевской Руси было положено начало обучению по типу школьного.
В первую очередь детей учили грамоте и церковному песнопению, небольшими группами или индивидуально. Первые школы открывались лишь в больших городах при княжеских дворах. Первые учителя в этих школах, ссылаясь на многочисленные летописи, не имели специальной профессиональной подготовки, а владели лишь поверхностными педагогическими знаниями. И, тем не менее, это был настоящий прорыв в развитии школьного образования и педагогической мысли Древней Руси.
Распространению грамотности способствовало и то, что письменным языком стал не греческий, а славянский, тогда как у западноевропейских народов, которые восприняли христианство из Рима, языком письменности до XVII в. был непонятный широким народным массам латинский язык.
Одновременно с появлением письменности на Руси начали распространяться первые учебные пособия для овладения грамоты — азбуки. Обучение начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению (складыванию) слогов и только потом к чтению текста. Первым связным текстом, который читал ученик, была обычно Псалтирь (часть Библии). В качестве школьных учебников служили также Часослов и Апостол. О культурном уровне государства говорит то глубокое почтение, с которым люди того времени относились к книге. Книжный фонд Киевской Руси составлял 130 — 140 тыс. экземпляров.