История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
бК числу крупнейших белорусских книгопечатников — просветителей первой половины XVII века принадлежит Спиридон Соболь (? — 1645). Уроженец Могилева он переводил книги с украинского, русского, греческого, латинского, польского на белорусский язык. При поддержке белорусского магната Б. Статкевича и по приглашению игумена И. Труцевича С. Соболь приезжает в Кутеинский монастырь (под Оршей), где создает типографию и издает в 1631 году «Псалтырь», «Букварь», «Молитвы повседневные» и «Счасослов» (1632).
Особое значение из этих книг имел «Букварь», который полностью назывался «Букварь сиречь начало ученiя детем начинающим чтенiю извыкати». Именно С. Соболь впервые употребил слово «Букварь» для учебника по первоначальному обучению грамоте. Образцом для букваря послужила «Азбука» И. Федорова, изданная в Львове в 1574 году. Кутеинский букварь имел 40 страниц, начинался и заканчивался молитвой.
В «Букваре» содержались сведения об ударении, знаках препинания, склонении существительных и прилагательных, причастиях и деепричастиях. Специальный раздел был посвящен христианским заповедям, направленным на формирование высоких моральных и патриотических чувств. По нему учились не только белорусы, но и иностранцы.
Последние годы жизни С. Соболя доподлинно не известны. Видимо, он постригся в монахи. По одним источникам он вступил в могилевское братство, по другим поселился в Киево-Печерской лавре, где вскоре и умер. Однако кутеитская типография, основанная С. Соболем, продолжала существовать еще четверть века.