История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Памятник древнерусской литературы — «Поучение Владимира Мономаха» легли в основу всей системы воспитания подрастающего поколения Древней Руси. В своих «Поучениях» Владимир Мономах призывал детей быть справедливыми, милосердными, богобоязненными, трудолюбивыми, смелыми, любить свою Родину и охранять ее интересы.
Самый могущественный и богатый монарх мира он наставлял своих детей: «Сироте подавайте и вдовицу оправдывайте, не давайте сильному губить человека». «Старого чтите как отца, а молодых как братьев». «А более всего чтите гостя, простолюдин ли он, знатный или посол». «Не пропустите человека, не поприветствовав его». «Жену любите, но не давайте власти над собой». «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». «Пусть не застанет вас солнце в постели». «Бога ради не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию». Владимир Мономах стал в истории Киевской Руси третьим величайшим самодержцем после Владимира Святого и Ярослава Мудрого. А шапка Мономаха стала символом государственной власти.
На западных территориях Киевской Руси IX — XII вв. появляются высокоразвитые и сильные политические княжества: Туровское, Пинское, Полоцкое, Клецкое и другие. Возникают большие и малые древние города: Минск, Витебск, Могилев, Гродно, Чечерск, Кричев, Берестье, Слуцк, Рогачев, Мозырь, Новогрудок, Волковыск, Слоним, и др.
Большое значение в развитии белорусских городов играли постоянные и разносторонние связи с Киевом, Великим Новгородом и многими другими городами Киевской Руси, с соседними землями Прибалтики, Скандинавии и странами Центральной и Западной Европы.
К концу IX века усиливается политическое и экономическое значение Полоцкого княжества. В IX — XII вв. оно представляло собой наиболее самостоятельную политическую единицу в восточнославянских землях с городским вечем и оригинальной высокой культурой. Полоцк довольно быстро становится мощным административным, культурным, экономическим и торговым центом на пути «из варяг в греки».
Уже около 1000 года в Полоцке была основана епископская кафедра, открывались первые школы, и библиотеки куда ходили, прежде всего, дети священнослужителей, чтобы воспитать образованных, умеющих читать, писать, знающих основы математики и песнопения людей, как для церковных, так и общественных дел.
Восшествие на Киевкий княжеский престол Владимира Святого (Красного Солнышко) в 980 году было отмечено таким историческим фактом. Владимир был рожден вне брака Святослава и суровой Ольги. Его матерью была ключница Малуша, которая служила у Ольги и не имела титула княгини. Поэтому Владимира иногда называли сыном рабыни. Тем не менее, с его именем связана новая эпоха в жизни Киевской Руси.