История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Большое влияние на развитие просвещения оказало гуманистическое и реформационное движение. В истории восточнославянской культуры и просвещения особое место принадлежит первопечатнику Франциску Скорине (1490 — 1541, по другим сведениям 1486 — 1551). Годы жизни его точно не установлены.
Франциск Скорина стал первым ученым, доктором медицины и свободных искусств среди восточнославянских народов. По образованности, культуре и широте его знаний его можно поставить в один ряд с выдающимися современниками, такими как Николай Коперник, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и др. Скорина владел многими языками: греческим, латинским, польским, итальянским, древнееврейским, чешским, литовским, старославянским, русским.
Основательное образование он получил в ведущих университетах Европы (Краковский и Падуанский). Ученую степень доктора свободных искусств он получил в Краковском университете. Защита докторской диссертации по медицине проходила в одном из старейших университетов Европы — Падуанском (в Италии). Неординарность мышления, широта и глубина взглядов в различных областях наук, которые продемонстрировал Скорина, позволили членам ученого совета сделать исключение и впервые разрешить бедному юноше держать экзамен бесплатно.
Защита докторской диссертации по медицине прошла успешно, и все члены ученого совета проголосовали единогласно «за», опустив в красную вазу для голосования свои шары. Тогда как зеленая ваза для голосования, которая бы обозначала голоса «против» была пуста. И сейчас в Падуанском университете находится портрет Франциска Скорины, который стоит в одном ряду с такими выдающимися учеными как Галилео Галилей и Николай Коперник.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие белорусских земель в конце XV — перовой половине XVI века обусловило рост потребности населения в книге, как в главном источнике знаний, и определило появление белорусского книгопечатания.
Появление книгопечатания оказало большую роль в развитии всех сфер духовной культуры Беларуси. В XVI веке было организовано книгоиздательство в Гродно, Полоцке, Минске, Пинске, Могилеве, Ошмянах, Несвиже и других городах. Издавались учебники, буквари, грамматика, литература религиозного содержания.
Понимая, что Европа была более образованной и просвещенной чем его родина, Скорина стремился, чтобы и в восточных землях было больше просвещенных людей. Он выступил с широкой для своего времени программой просвещения простых людей, основанной на использовании Библии.
6 августа 1517 года в Праге впервые на русском языке он издает 23 книги Библии с историческими комментариями к ним и Псалтырь на старославянском языке. Три года спустя в Вильно он продолжает работу по изданию книг на белорусском языке. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица.