История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
3. Школа и просвещение в XVI — XVII веках на белорусских землях развивались и существовали в условиях противостояния различных религиозных конфессий и направлений: православие, католицизм, протестантизм, униатство и др. Это обусловило появление на территории Беларуси различных типов школ, каждая из которых решала свои задачи и давала определенную подготовку.
После принятия унии (военно-политический союз) в 1569 году Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство — Речь Посполитую, с политическим и культурным преобладанием Польши. Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-экономической сфере, но и изменением мировоззрения и культуры.
Католицизм стал официальной государственной религией. Феодальная знать, поддержала и приняла католическую веру, но народ, будучи в большей степени православным, оставался противником насаждения западной ветви христианства. Богослужения, которые проходили на чужом латинском языке, были непонятны и вызывали у прихожан негативное отношение. В народе росли недовольства новыми порядками, это вело к активизации патриотических настроений и влияло на процессы развития просвещения.
И если первая половина XVI века была периодом относительной религиозной толерантности между латинскими, католическими, протестантскими, униатскими, братскими и другими типами школ, то во второй половине XVI века наблюдается активизация деятельности римско-католической церкви, которая активно участвовала в открытии учебных заведений, возглавляемых различными католическими монашескими орденами (доминиканцев, иезуитов, бернардинцев, кармелитов, каноников, пиаров и др.).
С середины XVI века в Великое княжество Литовское, а затем и на Речь Посполитую проникают идеи Реформации, которые нашли активную поддержку в Германии, а затем распространились по всей Европе. Представители этого течения резко осуждали официальную религию в лице римско-католической церкви, требовали распространения грамотности среди простых верующих и отмены монополии церкви на просвещение, науку и культуру.
Из всех течений протестантизма наибольшее распространение на Беларуси получил кальвинизм. Это течение названо по имени его основателя француза Жана Кальвина (1509 — 1564). Местная шляхта и крупные магнаты, такие как, Радзивиллы, Сапеги, Глебовичи, Ходкевичи, Валовичи, Кишки и др., симпатизировали этому течению, многие из них стали придерживаться кальвинистских взглядов, открывать кальвинистские церкви и школы при них. Одним из первых кальвинистских учебных заведений было Виленское пятиклассное училище, открытое в середине XVI века.
И хотя в начале XVII столетия на Беларуси широко развернулась контрреформация, вследствие которой количество протестантских школ резко сократилось, в 1617 году Януш Радзивилл открыл в Слуцке кальвинистскую школу-лицей — одно из старейших учебных заведений в Беларуси, которую называли «Слуцкими Афинами». Слуцкий кальвинистский лицей готовил духовных лиц и учителей. Это учебное заведение отличалось основательностью (подготовка в нем длилась 10 лет), четкой организацией учебного процесса, многие учебные предметы преподавались на белорусском языке. Выпускники этих школ демонстрировали хорошие знания исторических и духовных традиций родного края, а их подготовка позволяла продолжить образование в университете.