История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Предпринимались попытки пересмотреть содержание школьного образования. В начальных школах стали уделять больше внимания чтению, письму и арифметике. Гуманитарные предметы были представлены польским и латинским языками, историей, законоведением, логикой, риторикой и др. Учителям рекомендовалось использовать наглядность, учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, опираться на принципы сознательности и активности в обучении.

Эдукационная комиссия организовала строгий контроль над деятельностью школ. Инспекторы контролировали выполнение новых программ, оценивали уровень преподавания, проверяли методы обучения и успеваемости учеников. Однако во многих школах уровень профессиональной подготовки учителей оставался достаточно низким, а учителями в школах, как и раньше, были монахи.

Для подготовки педагогических кадров при главной школе в Вильно в 1783 году была организована учительская семинария. Она ежегодно выпускала несколько десятков профессиональных учителей, которые должны были заменить учителей-монахов.

Прогрессивным шагом в деятельности Эдукационной комиссии было введение в школьные планы точных и естественных наук, что означало стремление ограничить школу от влияния церкви и придать ей реальный характер. Эдукационная комиссия подготовила и издала ряд новых учебников по арифметике, алгебре, геометрии, логике, физике, естественным наукам. Многие школы имели кабинеты природы, коллекции растений и животных, ботанические сады. Влияние церкви ограничивалось тем, что школьный проповедник имел право выполнять свои функции только воскресные и праздничные дни.

Однако, несмотря на прогрессивные идеи, деятельность Эдукационной комиссии была непоследовательна и противоречива. Шляхта и католическое духовенство выступили против новой системы просвещения народа. Они дискредитировали идею организации приходских школ для детей крестьян и игнорировали провозглашенный принцип бессословного и светского образования.

 

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)