История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
4. Во второй половине XVII начале XVIII веков польская шляхта и католическое духовенство вели ожесточенную борьбу против любого инакомыслия под девизом защиты религиозных основ католической веры. С целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в период реформации, римская курия организовала церковно-политическое движение — контрреформацию. Контрреформация с особым рвением вела борьбу против народных «ересей», и в первую очередь, против самых радикальных движений протестантизма и православия.
Со второй половины XVII века на территории Речи Посполитой белорусский язык все больше вытесняется и заменяется польским. В 1693 году был принят закон, который требовал, чтобы все делопроизводство в государстве осуществлялось только на польском языке. В начале XVIII века на всей территории Беларуси были закрыты братские и протестантские школы.
В больших белорусских городах король Стефан Баторий отбирал у православных общин церкви и передавал их иезуитскому ордену. В Полоцке иезуиты захватили семь православных монастырей и восемь церквей с принадлежащими им землями и собственностью. Под опекой короля иезуиты строили новые монастыри и костелы, громили и уничтожали православные и протестантские церкви, преобразовывали их в католические. В 1733 году шляхта потребовала от сейма принять закон, запрещающий детям крестьян и ремесленников получать школьное образование.
Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены школами различных католических орденов. Самым действенным стал созданный в 1534 — 1540 году орден иезуитов, который возглавлял религиозный фанатик Игнатий Лойола. Используя поддержку короля, иезуиты открывали сеть школ, в которых применяли созданную ими специальную систему воспитания.
Первые иезуитские школы в Беларуси появились в конце XVI века. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифицированные педагогические кадры. Первое учебное заведение школу-коллегиум на территории Беларуси иезуиты открыли в 1570 году в Вильно. В 1578 году она была преобразована в иезуитскую академию, которая стала впоследствии первым университетом (1579) в Восточной Европе.
В течение XVI–XVII веков иезуиты открыли более двадцати коллегиумов на территории Беларуси. Коллегиумы состояли из двух отделений — низшего (3 класса) и высшего (5 классов). С целью привлечения к католичеству местной молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и белорусском языке. В некоторых из них также преподавали французский и немецкий языки. К белорусскому и другим славянским языкам иезуиты относились враждебно. Они всячески тормозили развитие образования в других школах. Например, Оршанские иезуиты выхлопотали себе привилегию, по которой в Орше и ее окрестностях были запрещены все школы, кроме учебных заведений ордена.