Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

 

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их орга­низма — одна из основных проблем в современном обществе. В дошколь­ном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, ко­торое самым непосредственным образом связано со здоровьем.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых зало­жены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребен­ка и его здоровье — это основа формирования личности. Обратимся к сло­варю С. И. Ожегова: «Здоровье — это правильная, нормальная жизнедея­тельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье — это физиче­ская, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благо­приятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ре­бенка, составляет содержание физического воспитания, что при опреде­ленных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и пси­хическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.

Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образова­тельный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическо­му процессу признаками: ведущей ролью воспитателя, направленностью деятельности воспитателя на реализацию задач физического воспитания, построение системы занятий в соответствии с дидактическими принци­пами. Физическое воспитание - это процесс, направленный на совершен­ствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией разви­тия физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Физическое воспитание направлено на ук­репление здоровья ребенка, его физическое развитие, а также оптимиза­цию двигательной активности детей. Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма, под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле термин используется для обозначения ан­тропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки). В широком смысле данное понятие включает в себя физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.).

Целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздорови­тельные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровье детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активно­сти и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у де­тей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, полу­чение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольных учреж­дениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое разви­тие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особен­ностей детей. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Средствами реализации группы воспитатель­ных задач являются; деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произве­дения музыкального и изобразительного искусства). Средствами реали­зации группы образовательных задач являются: пример взрослого чело­века, собственная деятельность детей, художественные средства.

Содержание физического воспитания дошкольников включает: уп­ражнения общеразвивающего воздействия; упражнения в основных дви­жениях; подвижные игры и игровые упражнения; спортивные игры; рит­мические (танцевальные) движения; упражнения в построении и пере­строении, в перемещении со скольжением, с техническими средствами; упражнения для освоения движений в водной среде. К основным средст­вам физического воспитания дошкольников относятся: рациональное питание, режим дня, физические упражнения; природные факторы; ги­гиена одежды и помещения, физические упражнения, закаливание. К средствам физического воспитания также относятся гимнастика, прогул­ки и экскурсии, праздники физической культуры, дни здоровья.

Развитию физических возможностей человека способствует физиче­ский труд (особенно на свежем воздухе), который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Полноценное физическое развитие и отношение к здоровью возможно лишь при усло­вии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, система физического воспитания направлена на фор­мирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)