Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Одной из современных проблем дошкольной педагогики является вос­питание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном и общественном». Твор­ческая деятельность — это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человече­ской деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой циви­лизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.

Творческая деятельность — это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..

Именно творческая деятельность человека делает его существом, об­ращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое на­стоящее.

Проблема детского творчества — одна из актуальных проблем педагоги­ки и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Ко­марова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.

Детское творчество — это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказ­ки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельно­сти; результата (придумывание к известному новых, ранее не используе­мых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Истоки творчества восходят к тому периоду детства (2-2,5-3 года), когда идет импровизация, когда творческое появляется во многих непро­извольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра. Игра — это уже есть творчество, сугубо субъективное, но творчество, когда ребенок полностью свободен в проявлении своего «Я».

К основным видам творческой деятельности относятся; художествен­ная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, тан­цы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).

Методика организации творческой деятельности должна основы­ваться на следующих принципах:

- свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в орга­низации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится». Творческий процесс будет творческим, если в нем меньше 
заданности, при заданности результат всегда отвечает вкусам и желаниям взрослых;

- организация всех видов деятельности (музыка, танцы, изодеятельность, театр и др.). Необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;

- привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где-то может проявить се­бя, свою активность. Пока нет социальной активности, нет творчества;

- приобщение к творческой деятельности через использование всех сенсорных каналов.

В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского твор­чества:

1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.

2. Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

3. Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раско­ванности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начи­наний.

4. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заин­тересованность.

5. Создание ситуации успеха для ребёнка.

6. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.

7. Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка. Обогащенная среда предполагает един­ство социальных и предметных средств (красок, карандашей, гуаши, восковых мелков, пластилина и т.п.) для обеспечения разнообразной дея­тельности ребёнка.

8. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечи­вающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой сте­пени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначен­ных условий с целью развития детского творчества.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)