Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 3.2. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- 3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
- 3.10. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
- 3.13. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ
- 3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 3.19. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.24. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
- 3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- 3.28. СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА
- 3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
- 3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Среда понимается как окружающее человека пространство, как сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека. Являясь активным существом, человек в процессе открытого динамичного и диалогичного взаимодействия преобразует среду. Характер этого преобразования, практического влияния на среду определяете) особенностями отношения к ней или переживанием.
В последнее время наукоемкие проекты такой среды (включая ее конкретные модули) разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством С. Л. Новоселовой и В. А. Петровского. Психолого-педагогическая мысль пришла к ясному осознанию важности средового окружения для физического и психического развития детей. Результаты исследований о роли среды в формировании ребенка, в процессе воспитания получают сегодня реализацию в педагогике школы и дошкольных учреждений. Ученые изучают не только влияние среды на формирование у ребенка каких-то качеств личности, но и изучают ее структурирование для обшеразвивающего воздействия, призванного стимулировать разнохарактерную активность детей.
Так, В.В. Давыдов и Л.Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:
1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности ребенка. Гетерогенность и сложность среды позволит ребенку отыскивать, выбирать, а затем и самостоятельно создавать (монтировать) предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности.
2. Среда должна быть достаточно связной, позволяя ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Благодаря связности среды ребенок будет воспринимать различные виды своей деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Эту цель можно достичь за счет многофункциональности элементов предметной и природной среды и включения их в различные функциональные структуры.
3. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и ребенка. Гибкость и управляемость средой позволит ребенку максимально широко проявить свою активность и стремление к преобразованию мира, воспитателю — видоизменять структуру и функции различных объектов и предметов в соответствии с различными педагогическими задачами. В этом случае педагог получит возможность корректировать деятельность, не вмешиваясь в нее прямо с вербальными указаниями и инструкциями. Изменяя условия и предметное окружение, побуждая детей принимать самостоятельные решения, воспитатель может достичь цели. Управление средой должно происходить как бы от лица самих предметов, выступающих в роли своеобразных партнеров деятельности детей.
Авторский коллектив под руководством В.А. Петровского сформулировал принципы построения предметной среды. Принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета возрастных и половых различий детей.
В 80-е годы в центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца учеными под руководством С.Л. Новоселовой была разработана концепция развивающей предметной среды. Концепция в целом основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.
Автор концепции обращает внимание на то, что социокультурное окружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором детского развития. В концепции указываются требования к предметной среде. Во-первых, для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Во-вторых, обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В третьих, все компоненты предметной среды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений образования создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.
Исходное требование к предметной среде, как отмечает С. Л. Новоселова, — ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.
Таким образом, в теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания, обучения и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования, организации среды, потенциал которой необходимо «запустить».