Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Среда понимается как окружающее человека пространство, как сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека. Являясь активным существом, человек в процессе открытого динамичного и диалогичного взаимодействия преобразует среду. Характер этого преобразования, практического влияния на среду определяете) особенностями отношения к ней или переживанием.

В последнее время наукоемкие проекты такой среды (включая ее кон­кретные модули) разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством С. Л. Новоселовой и В. А. Петровского. Психолого-педаго­гическая мысль пришла к ясному осознанию важности средового окру­жения для физического и психического развития детей. Результаты ис­следований о роли среды в формировании ребенка, в процессе воспита­ния получают сегодня реализацию в педагогике школы и дошкольных учреждений. Ученые изучают не только влияние среды на формирование у ребенка каких-то качеств личности, но и изучают ее структурирование для обшеразвивающего воздействия, призванного стимулировать разно­характерную активность детей.

Так, В.В. Давыдов и Л.Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:

1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимиза­ции всех видов деятельности ребенка. Гетерогенность и сложность среды позволит ребенку отыскивать, выбирать, а затем и самостоятельно созда­вать (монтировать) предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности.

2. Среда должна быть достаточно связной, позволяя ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Благодаря связности среды ребе­нок будет воспринимать различные виды своей деятельности как взаимо­обусловленные и дополняющие друг друга. Эту цель можно достичь за счет многофункциональности элементов предметной и природной среды и включения их в различные функциональные структуры.

3. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и ребенка. Гибкость и управляемость средой позволит ребенку максимально широко проявить свою активность и стремление к преобразо­ванию мира, воспитателю — видоизменять структуру и функции различных объектов и предметов в соответствии с различными педагогическими зада­чами. В этом случае педагог получит возможность корректировать деятель­ность, не вмешиваясь в нее прямо с вербальными указаниями и инструкция­ми. Изменяя условия и предметное окружение, побуждая детей принимать самостоятельные решения, воспитатель может достичь цели. Управление средой должно происходить как бы от лица самих предметов, выступающих в роли своеобразных партнеров деятельности детей.

Авторский коллектив под руководством В.А. Петровского сформули­ровал принципы построения предметной среды. Принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка: принцип дистанции, по­зиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета возрастных и половых различий детей.

В 80-е годы в центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца уче­ными под руководством С.Л. Новоселовой была разработана концепция развивающей предметной среды. Концепция в целом основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современ­ные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

Автор концепции обращает внимание на то, что социокультурное ок­ружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором детского развития. В концепции указываются требования к предметной среде. Во-первых, для обеспечения подлинно творческого развития ребен­ка необходимо единство развивающей предметной среды и содержатель­ного общения, взрослых с детьми. Во-вторых, обогащенная среда предпо­лагает единство социальных и природных средств обеспечения разнооб­разной деятельности ребенка. В третьих, все компоненты предметной сре­ды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художе­ственному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и ста­ционарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений обра­зования создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.

Исходное требование к предметной среде, как отмечает С. Л. Ново­селова, — ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Таким образом, в теории и практике педагогики накоплен значитель­ный потенциал знаний об использовании возможностей среды как сред­ства воспитания, обучения и развития ребенка. При этом особое внима­ние уделяется характеру структурирования, организации среды, потенци­ал которой необходимо «запустить».

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)