Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ВОСПИТАТЕЛЯ

Профессия воспитателя — особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом являет­ся ребенок — самый уникальный продукт природы, а также его физиче­ское, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитате­ля справедливо считают наиболее важной в современном мире.

Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой дея­тельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ свя­зана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, му­зыкальной и различными видами творческой деятельности.

Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через опреде­ленные функции.

Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педа­гога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотноше­ний воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности.

Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная уровня его физического и психического развития, нравственной воспитанности, ус­ловий семейной жизни и воспитания и т.д.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятель­ности выражается в умении воспитателя определять направление воспи­тательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности, органиче­ски связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с во­влечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и сти­мулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организа­цию различных видов деятельности воспитанников; организацию собст­венной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельно­сти выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятель­ности осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мас­терства, повышению определенных исследовательских навыков. Гности­ческая (исследовательская) функция предполагает развитие умения ана­лизировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.

Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.

Педагог должен обладать определенными профессиональными и лич­ностными качествами. Можно выделить доминантные качества лично­сти воспитателя детского сада, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельно­сти: любовь к детям и желание работать с ними; гуманность — стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии; толерантность — терпимость в работе с детьми; эмпатия (вчувствование) — умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; педагогический оптимизм — вера в ребенка и его даль­нейшее развитие; педагогический такт — соблюдения общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей; справедливость — способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросове­стность в своей профессиональной деятельности; уравновешенность — способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; способность не теряться в любых экстремальны ситуациях — умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса; чувство юмора — умение не терять его в различны жизненных ситуациях; мудрость — наличие жизненного опыта; социальная активность — готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогическо деятельности.

Определен и круг должностных обязанностей воспитателя:

• планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание;

• проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации;

• использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;

• на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

• совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Деятельность педагога:

• организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;

• организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;

• проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;

• взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;

• координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;

• организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;

• планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.

Педагог должен знать:

• Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

• педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену; основы довра­чебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)