Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 3.2. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- 3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
- 3.10. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
- 3.13. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ
- 3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 3.19. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.24. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
- 3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- 3.28. СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА
- 3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
- 3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей, обеспечении первичной социализации. Влияние семьи на ребенка огромно, т.к. именно семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям. В семье ребенок усваивает определенную систему ценностных ориентации, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка определенную модель родительского поведения через подражание поведению своих родителей. В семье ребенок приобретает огромный жизненный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хозяйства). Семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуляцию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми.
Анализ тенденций, происходящих в современной российской жизни, позволяет фиксировать следующие проблемы семьи.
Реформы в экономике и социальной сфере России обусловили специфику развития семьи, свойственную странам с переходной экономикой — резкое падение рождаемости, сокращение численности детей и количества семейных домохозяйств, существенное снижение жизненного уровня семей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства.
Особенностью современного общества является дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы и как следствие появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально незащищенных родителей и детей. Бедность многих семьей не позволяет им обеспечить элементарные потребности детей в одежде, предметах быта, должном рационе питания. У родителей нет достаточных средств, чтобы нести дополнительные расходы на воспитание и образование детей, на организацию их досуга и отдыха, на оплату услуг дошкольных и других детских учреждений. Вследствие этого создается ситуация социальной депривации значительной части подрастающего поколения (лишения, ограничения либо недостаточности условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для воспитания, разностороннего развития и социализации детей).
Следующей неблагополучной тенденцией является снижение уровня брачности и вместе с тем увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей.
В последние годы наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи в современной ситуации развития общества. Причинами такого явления является бедность, высокая занятость родителей, трансформация тендерных отношений и родительских ролей. Современные исследования отмечают, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зарабатывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание
детей.
Изучение феномена семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание в последние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях родители самоустраняются от своих детей, не выполняют воспитательные функции, ориентируясь главным образом на внутрисемейные отношения. Некоторые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении содержания ребенка в семье, создании условий для его жизнедеятельности, а воспитанием должны заниматься детский сад и школа. В таком подходе проявляется инерция старых представлений о приоритете общественного воспитания над семейным.
Но самой распространенной причиной семейного неблагополучия является алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение, которое ведет к самоустранению родителей от своих детей, их воспитание приобретает гипертрофированные формы: родители-алкоголики фактически бросают детей на произвол судьбы либо вообще отказываются от них. Это является одной из причин роста беспризорных детей.
Оценка тенденций развития современной семьи позволяет зафиксировать и множество других социальных, нравственных и психолого-педагогических проблем. Ограничимся лишь их перечислением:
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- дезориентацию людей в сфере нравственной жизни, отрицательные тенденции в динамике базовых ценностных ориентации;
- индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значимость своих переживаний, на жизнепроживание здесь и сейчас;
- снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций, и существенное снижение духовности и поиска в искусстве.
Таким образом, анализ проблем современной семьи обусловливает необходимость построения образовательного пространства в ДОУ. Образование родителей выполняет функцию помощи и поддержки, защиты детей и их родителей, обеспечивает профессиональное решение тех или иных проблем воспитания, инициирует ответственность родителей за судьбу своих детей.
В процессе взаимодействия ДОУ и семьи принципиальное значение имеют следующие положения:
- ориентация ДОУ на актуальные значимые проблемы, влияющие на развитие детей;
- развитие родительской рефлексии;
- учет личного опыта родителей и постоянная апелляция к нему;
- подвижность образовательных программ, вариативность содержания форм, методов работы с родителями;
- отказ от нравоучительного тона;
- признание свободы волеизъявления родителей участвовать в образовательном процессе.
Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с родителями воспитанников: ожидание быстрого успеха и результата; отсутствие у воспитателя опыта группового взаимодействия с родителями; трудности в налаживании коммуникации (закрытость родителей); редкость, кратковременность такой работы, ее бессистемный характер; родительские стереотипы «я и так все знаю» и др.
Формы работы с родителями можно условно разделить на групповые и индивидуальные. Групповые: родительские собрания, конференции, форумы, практические занятия, тренинги, педагогические лектории, родительские клубы, «круглые столы» по обсуждению каких-либо проблемных вопросов. Индивидуальные: беседы, консультации, посещение семьи.
Методы работы с родителями: лекции, дискуссии, эвристические беседы, мини-эксперимент, игры и др.
Средства образования родителей: общение воспитателей, детей и родителей; средства массовой информации; выставки педагогической литературы; обсуждение фильмов, родительские ассоциации, родительские уголки, совместные походы и экскурсии и др.
Таким образом, эффективность всей работы во взаимодействии ДОУ и семьи зависит от того, насколько профессионально организована работа педагога, психолога, администрации с родителями воспитанников. Она требует наличия психолого-педагогических знаний и профессиональных умений в выстраивании дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.