Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

 

Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индиви­дуальных потребностей, обеспечении первичной социализации. Влияние семьи на ребенка огромно, т.к. именно семейное воспитание более эмо­ционально по своему характеру, ибо «проводником» его является роди­тельская любовь к детям. В семье ребенок усваивает определенную сис­тему ценностных ориентации, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ре­бенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка оп­ределенную модель родительского поведения через подражание поведе­нию своих родителей. В семье ребенок приобретает огромный жизнен­ный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хо­зяйства). Семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуля­цию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок при­обретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми.

Анализ тенденций, происходящих в современной российской жизни, позволяет фиксировать следующие проблемы семьи.

Реформы в экономике и социальной сфере России обусловили специ­фику развития семьи, свойственную странам с переходной экономикой — резкое падение рождаемости, сокращение численности детей и количества семейных домохозяйств, существенное снижение жизненного уровня се­мей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства.

Особенностью современного общества является дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы и как следствие по­явление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально не­защищенных родителей и детей. Бедность многих семьей не позволяет им обеспечить элементарные потребности детей в одежде, предметах быта, должном рационе питания. У родителей нет достаточных средств, чтобы нести дополнительные расходы на воспитание и образование де­тей, на организацию их досуга и отдыха, на оплату услуг дошкольных и других детских учреждений. Вследствие этого создается ситуация соци­альной депривации значительной части подрастающего поколения (ли­шения, ограничения либо недостаточности условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для воспитания, разностороннего разви­тия и социализации детей).

Следующей неблагополучной тенденцией является снижение уровня брачности и вместе с тем увеличение числа расторгнутых браков с нали­чием детей.

В последние годы наблюдается снижение воспитательного потенциа­ла семьи в современной ситуации развития общества. Причинами такого явления является бедность, высокая занятость родителей, трансформация тендерных отношений и родительских ролей. Современные исследования отмечают, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зарабатывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание

детей.

Изучение феномена семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание в последние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях родители самоустраняются от своих детей, не выпол­няют воспитательные функции, ориентируясь главным образом на внут­рисемейные отношения. Некоторые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении содержания ребенка в семье, создании ус­ловий для его жизнедеятельности, а воспитанием должны заниматься детский сад и школа. В таком подходе проявляется инерция старых пред­ставлений о приоритете общественного воспитания над семейным.

Но самой распространенной причиной семейного неблагополучия яв­ляется алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение, которое ведет к самоустранению роди­телей от своих детей, их воспитание приобретает гипертрофированные формы: родители-алкоголики фактически бросают детей на произвол судьбы либо вообще отказываются от них. Это является одной из причин роста беспризорных детей.

Оценка тенденций развития современной семьи позволяет зафиксиро­вать и множество других социальных, нравственных и психолого-педаго­гических проблем. Ограничимся лишь их перечислением:

- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

- дезориентацию людей в сфере нравственной жизни, отрицательные тенденции в динамике базовых ценностных ориентации;

- индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значи­мость своих переживаний, на жизнепроживание здесь и сейчас;

- снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций, и существенное снижение духовности и поиска в искусстве.

Таким образом, анализ проблем современной семьи обусловливает необходимость построения образовательного пространства в ДОУ. Обра­зование родителей выполняет функцию помощи и поддержки, защиты детей и их родителей, обеспечивает профессиональное решение тех или иных проблем воспитания, инициирует ответственность родителей за судьбу своих детей.

В процессе взаимодействия ДОУ и семьи принципиальное значение имеют следующие положения:

- ориентация ДОУ на актуальные значимые проблемы, влияющие на развитие детей;

- развитие родительской рефлексии;

- учет личного опыта родителей и постоянная апелляция к нему;

- подвижность образовательных программ, вариативность содержания форм, методов работы с родителями;

- отказ от нравоучительного тона;

- признание свободы волеизъявления родителей участвовать в образо­вательном процессе.

Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с роди­телями воспитанников: ожидание быстрого успеха и результата; отсутст­вие у воспитателя опыта группового взаимодействия с родителями; труд­ности в налаживании коммуникации (закрытость родителей); редкость, кратковременность такой работы, ее бессистемный характер; родитель­ские стереотипы «я и так все знаю» и др.

Формы работы с родителями можно условно разделить на групповые и индивидуальные. Групповые: родительские собрания, конференции, форумы, практические занятия, тренинги, педагогические лектории, родительские клубы, «круглые столы» по обсуждению каких-либо проблемных вопросов. Индивидуальные: беседы, консультации, посещение семьи.

Методы работы с родителями: лекции, дискуссии, эвристические беседы, мини-эксперимент, игры и др.

Средства образования родителей: общение воспитателей, детей и ро­дителей; средства массовой информации; выставки педагогической лите­ратуры; обсуждение фильмов, родительские ассоциации, родительские уголки, совместные походы и экскурсии и др.

Таким образом, эффективность всей работы во взаимодействии ДОУ и семьи зависит от того, насколько профессионально организована рабо­та педагога, психолога, администрации с родителями воспитанников. Она требует наличия психолого-педагогических знаний и профессиональных умений в выстраивании дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)