Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

Развитие системы общественного дошкольного воспитания в России имеет несколько этапов: этап становления (конец XIX — начало XX вв.), этап развития (40-80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг. XX в. — начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой сис­темы дошкольного образования (2001 г. и далее). Каждый из них имеет свои отличительные особенности.

Предпосылки распада советской системы общественного дошкольно­го воспитания обусловлены социально-экономическими причинами -переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отноше­ниям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общест­венного дошкольного воспитания. В 1991 г. в России было 87,6 тыс. до­школьных образовательных учреждений, а в 2001 г. их количество сокра­тилось на 37,6 тыс. Наполовину сократилась численность детей, посе­щающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. че­ловек, соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от обшей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. — только 54%.

Анализ показал, что основными причинами этого спада выступали: общий спад экономической активности населения в стране, дифферен­циация доходов в обществе и формирование прослойки богатых людей,

действие демографического фактора (падение рождаемости в стране в период с 1988 г. до 2000 г.), снижение качества предоставляемых услуг в дошкольных учреждениях, низкая оплата труда дошкольных работников, недостаточность бюджетного финансирования.

Вместе с тем в этот период были предприняты меры по сохранению сети дошкольных учреждений и созданию условий для перехода системы дошкольного образования в новое качество. В 1995 г. было утверждено новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), которое направлено на регулирование деятельности государст­венных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Разработан пакет документов, реализующих Типовое положение и включающих примерный устав ДОУ; примерный договор между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего ДОУ; примерный договор между учредителем и ДОУ. Определены примерные требования к условиям пребывания детей в ДОУ: к содержанию про­грамм дошкольного образования, взаимодействию педагогов с детьми, к предметно-пространственной среде развития ребенка. Эти требования до сих пор выполняют роль государственного стандарта дошкольного уров­ня образования и являются основой объективной оценки деятельности ДОУ при их аттестации и последующей аккредитации.

Начало XXI в. характеризует новый период в развитии дошкольного образования в стране. С 2001 г. наметилась тенденция к увеличению по­сещаемости детских садов (в 2001 г. — 57, 2%). Это связано со стабили­зацией экономики в стране, увеличением занятости населения (матерей), повышением рождаемости. Эти факторы требуют внесения изменении в систему дошкольного образования. Приоритетными направлениями из­менений являются: распространение новых, гибких форм дошкольного образования (групп краткосрочного пребывания детей, особенно в сель­ской местности); создание системы предшкольного образования для всех детей 5-7-летнего возраста в целях выравнивания социальных условий начала школьного обучения; переход к долевому финансированию до­школьных учреждений за счет снижения объемов федерального финан­сирования и увеличения доли финансирования на местах.

Современное состояние дошкольного образования в Республике Хакасия отражает выявленные выше тенденции. В 2003 г. охват детей дошкольными учреждениями составлял 51,4%, что на 3,6% ниже об­щероссийского показателя соответствующего года. Вместе с тем существующая сеть ДОУ не удовлетворяет полностью потребность на­селения в детских садах: в республике сохраняется очередность на получение путевок в ДОУ. Остается нерешенной проблема посещения дошкольных учреждений детьми — инвалидами. Несмотря на то, что в ДОУ республики стали активно внедряться вариативные формы рабо­ты на основе кратковременного пребывания детей, открытие новых форм дошкольного образования остается острой проблемой особенно для сельской местности.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)