Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 3.2. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- 3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
- 3.10. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
- 3.13. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ
- 3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 3.19. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.24. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
- 3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- 3.28. СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА
- 3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
- 3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при использовании определенных методов и средств. Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: 1) методы организации практического опыта общественного поведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И. Логиной, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, — на активизации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:
1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);
2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);
3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).
Поведение ребенка, его нравственные проявления должны обязательно подлежать положительной оценке воспитателя, так как она не только стимулирует нравственную активность ребенка, но и корректирует его поведение, формирует нравственные ориентации, создает у ребенка радостное настроение, повышает его статусное положение в группе сверстников. Поощрение применяется в различных формах: похвала, одобрение, положительная оценка, благодарность, награждение и др. Способы выражения ее различны: слово, взгляд, жест, мимика, прикосновение, улыбка и другие.
Отрицательную оценку и наказание нельзя использовать как обязательный метод воздействия. Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказания лишение ребенка прогулки, приема пищи, сна; применять физические наказания; а также резкие отрицательные оценки, унижающие достоинство ребенка.
Принципы отбора методов нравственного воспитания заключаются в следующем: соответствие метода цели и задачам воспитания; гуманный характер метода; реальность метода; избирательность отбора метода; тактичность применения метода; толерантность (терпение и терпимость) педагога при использовании метода; преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Эффективный результат в нравственном воспитании ребенка может быть лишь при умелом, грамотном использовании педагогом всех методов нравственного воспитания не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; уход за животными и растениями, окружающую обстановку.
В группу художественных средств включают: художественную литературу, проведение этических бесед с детьми, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. является наиболее эффективной при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Эффективным средством является общение ребенка с домашними животными. Взаимодействие с домашними животными как нельзя лучше помогает снять агрессию и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность. Постоянная практика заботы о животных и ежедневное взаимодействие с ними делают детей добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа.
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей, игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.
Таким образом, дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.