Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Исследования в области педагогики раннего детства показали исключительную роль целена­правленного воспитания и обучения детей с первых лет жизни. Рассмотрим особенности обучения детей раннего возраста. Наиболее благоприятное разви­тие ребенка протекает под влиянием продуманного и систематического обуче­ния и воспитания, осуществляемого взрослым с учетом развития ребенка. Ре­бенок раннего возраста обладает уникальной способностью обучаться от взрослого. Под способностью обучаться понимается умение детей раннего возраста воспринимать задание и действовать по образцу, словесной инструк­ции, стремление к получению определенного результата, заданного взрослым, а также умение переносить полученные знания в новую ситуацию.

Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей по­знавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в про­цессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего воз­раста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.

Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:

- вначале это непосредственное эмоциональное взаимодействие в соче­тании с предоставлением возможности ребенку действовать с игруш­ками и предметами;

- с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;

- первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;

- с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со сло­весными пояснениями.

Обучение детей раннего возраста осуществляется на основе следующих принципов:

• дидактические игры-занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения;

• распределение программного материала по занятиям осуществляете на основе принципа последовательности от простого к сложному;

• принцип активности подразумевает включение ребенка в разнообразную деятельность;

• продуктивность занятия с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения, эмоциональные формы общения вызывают у малыша положительные эмоции;

• успешное усвоение детьми программного материала может быть достигнуто лишь при повторном их предъявлении либо занятия в целом либо с усложнением или изменением;

• принцип наглядности в сочетании со словом обеспечивает связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами;

• при организации занятий важен учет возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей, а также соответствующий возрасту объем знаний.

Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста. От 1 до 2 лет; развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальные за­нятия, игры и развлечения. От 2 до 3 лет: физкультурные занятия, заня­тия по сенсорному развитию, развитие речи и ознакомление с окружаю­щим, развитие элементарных математических представлений, изобрази­тельная деятельность, конструирование из строительного материала, му­зыкальные занятия. Все виды занятий требуют от детей определенных усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.

Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на за­нятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.

Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуман­ный подбор педагогом методов и приемов обучения не только обеспечи­вает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение зна­ний детьми.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)