Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, строи­тельно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообраз­ные жизненные события не копируются детьми, а перерабатываются, одни заменяются другими, перестраивая события. Ребенок в игре — и артист, и режиссер, сам сочиняет слова и действия своей роли, рисует декорации, делает костюмы, подбирает игрушки и материалы. Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, но оно позволяет глубже понять ок­ружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потреб­ность выразить его в своей деятельности. Радость творческой игры преоб­ражает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.

Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности — наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах, о событиях и явлениях социального, природного мира, при этом необходимо осознанное усвое­ние знаний, накопление практического опыта их использования.

Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной особенностью сожетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сю­жет игры — ряд событий, объединенных жизненно мотивированными свя­зями. В сюжете раскрывается содержание игры.

Стержень игры — роль выражается в действиях, речи, мимике, панто­миме. К роли дети относятся избирательно, берут на себя роли тех взрос­лых или детей, действия и поступки которых произвели на них большое эмоциональное впечатление. Интерес определяет и место роли в игре, и характер взаимоотношений: равноправия, подчинения, управления. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетной игре проис­ходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действия с предметами.

В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобрази­тельные «как будто», соответствующие действиям взятой роли.

Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мо­тив — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив — интерес к событиям, действиям с предметом, стремле­ние к совместной деятельности, желание стать субъектом своей деятель­ности.

С возрастом игры изменяются, возрастает богатство сюжетов. Услов­но все сюжетные игры можно разделить на три группы в зависимости от сюжета: бытовые игры («Дочки-матери», «День рождения», «В гостях» и др.); игры на темы труда («Библиотека», «Парикмахерская», «Завод» и др.); игры с общественной тематикой («Парламент», «Демонстрация» и др.).

На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содер­жания игры должно осуществляться по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связ­ности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и симво­лических действий, словесных замещений).

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух на­правлениях:

- формирование игры как деятельности;

- использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевого поведения.

Проблемой руководства игровой деятельностью в отечественной нау­ке занимались Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова, Н. А. Короткова и др.

В традиционном подходе к руководству сюжетно-ролевой игрой (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая) основное внимание педагога об­ращено на обогащение знаний детей об окружающем мире и, как следст­вие, обогащение содержания игр. Педагог использует прямое руково­дство игрой, когда берет на себя роль или словесными указаниями управляет игровой деятельностью детей, помогая им выполнить игровые действия, и косвенное руководство игрой, когда обогащает впечатления детей через чтение, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, изготовление атрибутов и т.д.

В комплексном подходе руководства игрой (С. Л. Новоселова, Т. В. Зворыгина) выделяются четыре этапа. Первые два направлены на подготовку к игре — это знакомство с окружающим миром, обогащение впечатлений и обучающие игры. Третий и четвертый этапы, побуждаю­щие к игре — это создание предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого и ребенка, позволяющее расширить и обогатить сю­жет игры.

В последние годы, ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей, ученые (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко) предлагают рассматривать руково­дство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошко­льникам усложняющихся способов построения игры. Исследователи вы­деляют следующие способы построения игры:

- последовательность предметно-игровых действий, с помощью кото­рых дети имитируют реальное предметное действие, используя соот­ветствующие предметы и игрушки;

- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует харак­терные для персонажа действия, используя речь, предметы;

- сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдель­ные элементы сюжета в целостное событие.

Ученые обращают внимание на то, что овладение способами построе­ния игры возможно при условии партнерских взаимоотношений взросло­го с ребенком в игре.

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать в качестве ведущей дея­тельности дошкольников сюжетно-ролевую игру. Именно в ней создается зона ближайшего развития и по существу через игровую деятельность и движется развитие самого ребенка.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)