Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ

 

Дидактические игры относятся к играм с правилами, специально создан­ным взрослыми в целях воспитания, развития и обучения детей. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследо­вателями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М Богуславской, А. И. Сорокиной, В. Н. Аванесовой и др. Дидактические игры направлены на развитие у детей произвольного внимания, наблюда­тельности, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельно­сти, развитие любознательности и познавательных интересов. Дидактиче­ская игра для детей, по мнению А. П. Усовой, — это «взрыв удивления» от восприятия чего-то нового, иногда «поиск и открытие» и всегда игра — это радость, путь детей к мечте. Обучение в игре такое, что, требуя усилия мыс­ли, оно не требует напряжения, не вызывает усталости, страха, нежелания учиться раньше, чем ребенок пойдет в школу.

Черты игровой деятельности в условиях дидактической игры имеют свои особенности:

- в игре ребенок отражает результаты познавательной деятельности человека, учится выделять признаки предметов, обобщает, классифи­цирует их особенности;

- дидактическая игра — имеет готовое содержание, менять в ней что-то нельзя, но, действуя в общем плане, ребенок может творчески подой­ти к способу решения задачи;

- самостоятельность детей в дидактической игре ограничена ее содер­жанием, правилами, сначала дети играют под руководством взросло­го, затем, в старшем дошкольном возрасте, могут играть самостоя­тельно;

- в дидактической игре дети получают удовлетворение от выигрыша и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнару­живается структура игровой деятельности, т.е. основные элементы, ха­рактеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одно­временно.

Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — от­ражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки ди­дактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия детей, становится зада­чей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активи­зирует игровые действия.

Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем раз­нообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Игровые задачи — это не всегда практически внешние действия, когда нужно что-то рассмотреть, сравнить, разобрать это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Одним из составных элементов игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями в их развитии и обогащении. Правила имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как надо делать они соотносятся с игровыми действиями. Усиливают их роль, раскрывают способ действия. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи. Организующие правила определяют порядок, по­следовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

Результат игры носит двойной характер: игровой — это выигрыш, правильное решение задачи, дидактический — совершенствование знаний и способов деятельности.

Дидактические игры можно классифицировать по содержанию, по за­дачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил и т.д. В. Н. Аванесова предложила следующую классификацию дидакти­ческих игр: игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подобрать, разложить, вставить и т.д.); игры с прятаньем и поиском; игры с загадыванием и отгадыванием; игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь результата (кто больше, кто первый и т.д.); игры с фантами. При такой условной классификации игровое начало и игровые действия выделяются отчетли­вее и игра не утрачивает свойственных ей особенностей.

В большинстве случаев исследователи придерживаются традицион­ной классификации дидактических игр по характеру использованного материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные и музы­кально-дидактические. Дидактические игры бывают сюжетными и бес­сюжетными.

Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи — познавательного содержания, в определении игро­вой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые интересны для детей. Побуждают их к игре, в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.

Особой заботы воспитателя требует создание «материального центра» игры — подбор игрушек, материалов.

Собственно руководство игрой включает несколько этапов;

1 этап — воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начи­нает сама приглашает детей.

Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать проб­ный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2 этап - воспитатель контролирует процесс игры. Закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, допол­нительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе иг­ры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игро­вые действия не подсказывает.

Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3 этап — руководство дидактической игрой как самостоятельной дея­тельностью детей, влияние на варьирование игры, контроль за ее резуль­татом и оценка, воспитатель может взять на себя роль партнера. Данный этап характерен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Стратегию взаимодействия взрослого с детьми в ходе игр с правилами выделили Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Так, с 2, 5 до 4 лет у детей необходимо формировать общие схемы взаимодействия, умение произ­вольно действовать по 1-2 простым правилам; 4,5-5,5 лет — формировать представление о выигрыше, установку на него. Умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблю­дение правил в игре; 5,5-7 лет — формировать умения придумывать но­вые правила игры, договариваться об общих правилах.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)