Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 3.2. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- 3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
- 3.10. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
- 3.13. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ
- 3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 3.19. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.24. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
- 3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- 3.28. СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА
- 3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
- 3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Создание системы непрерывного образования в стране требует реализации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы означает установление взаимосвязи между ними для последовательного решения задач обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Реализация преемственности требует установления взаимосвязи не только в целях дошкольного и начального образования, но и в содержании, методах и формах организации работы с детьми в детском саду и школе. В настоящее время имеется несколько вариантов решения проблемы преемственности между детским садом и начальной школой. Так, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) подчеркивается, что непрерывность этих ступеней образования предполагает достижение следующих приоритетных целей:
- на дошкольной ступени — охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, его общих способностей, произвольности, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование наследующем этапе;
- на ступени начальной школы - физическая культура ребенка; его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям; освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.
Реализация этих целей отражается в содержании дошкольного и начального образования. В дошкольном звене оно строится в соответствии с важнейшими направлениями в развитии личности: физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. В начальном образовании содержание образования представлено интегрированными областями знаний: природа и общество; человек и его деятельность; филология (родной язык и литературное чтение); математика.
Необходимыми условиями для успешной реализации общей цели образования детей 3-10 лет являются:
- на дошкольной ступени — личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком; формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; создание образовательной среды, способствующей личностному развитию ребенка;
- на ступени начальной школы — опора на наличный уровень достижений дошкольного детства; направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого периода развития; индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка (Н. Ф. Виноградова).
Внутренним основанием преемственности между детским садом и начальной школой является достижение ребенком психологической готовности к школе. Многочисленные исследования в этой области позволяют под готовностью к школе понимать такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями и умениями, правилами и нормами школьного поведения, проявлять активность в их освоении (А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Д. Б, Эльконин и др.). Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность характеризуется хорошим состоянием здоровья, выносливостью, сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям; нормальными антропометрическими данными (рост, вес, окружность грудной клетки), хорошим уровнем развития двигательной сферы, готовностью руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, достаточным развитием культурно-гигиенических навыков и др. Физическая готовность составляет основу для психологической готовности ребенка к школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, который к концу дошкольного возраста предполагает наличие у ребенка системы взаимосвязанных знаний об окружающем мире, любознательности и познавательных интересов, определенный уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и речи. Важным компонентом психологической готовности к обучению в школе является нравственно-волевая готовность. В ее содержание включается произвольность психических процессов и поведения ребенка, позволяющая ему проявлять самостоятельность, уметь контролировать свое поведение, быть внимательным на уроках, целенаправленно запоминать учебный материал.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Формирование готовности к школе является итогом всей воспитательно-образовательной работы детского сада. Однако в подготовительных группах решение этой задачи является приоритетным. В режиме дня этой группы закономерно увеличивается количество времени на проведение занятий с детьми, которые позволяют сформировать элементарные предпосылки учебной деятельности (умение слушать и слышать взрослого, выделять учебную задачу, осуществлять элементарный контроль за своей деятельностью). Значительное внимание уделяется дальнейшему развитию самостоятельности у детей в привычных и хорошо освоенных ими видах деятельности (игре, бытовой деятельности, конструированию и пр.). Большая работа проводится по формированию интереса к школе и предстоящему обучению. Эти задачи решаются на основе игры — ведущей деятельности дошкольного детства.
Успешная реализация преемственности дошкольного и начального образования возможна, если организованы не только содержательные, но и пространственные взаимосвязи между детским садом и начальной школой. В практике сложились две линии, по которым идет установление этих связей: тесный контакт педагогических коллективов (совместные педсоветы воспитателей и учителей; взаимопосещения уроков и занятий; наблюдения за воспитанниками и пр.) и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников (экскурсии в школу, совместные праздники, шефская помощь детскому саду и пр.) Необходимыми условиями успешного взаимодействия детского сада и школы является постоянство связей, наличие договоров о сотрудничестве, плановость и систематичность в работе. Удачным вариантом обеспечения пространственных взаимосвязей между детским садом и школой является открытие образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (учебно -воспитательных комплексов «Школа — детский сад»).