Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для форми­рования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Гуманные чувства — это эмоциональное отношение человека, направленное на дру­гих людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопережи­вании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.

«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «чело­вечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в сле­дующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств лич­ности — человечности, доброты, уважения; выражение особого отноше­ния к человеку как высшей ценности жизни.

Гуманность — это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопережи­вании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.

Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, по­ощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, ока­зать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде все­го, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Взрослый должен учитывать, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с ма­лого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Ко­тенок-котенок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым.

Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше. Учить детей сочувствию сле­дует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы явля­ются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.

Существует множество средств воспитания гуманных чувств у до­школьников. Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за животными и растениями, художественная литература. По­ложительные персонажи и герои художественных произведений вызы­вают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспи­тание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите. Залогом успешности воспитания гуманных чувств у детей будет являться постоянное взаимодействие с семьей.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Педагог, воспитывая у детей чувство любви и ува­жения к родителям, только на конкретных примерах может объяснить им, в чем должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым. У детей надо воспитывать также сочувствие к старым людям: уступить ста­ренькой бабушке место в автобусе, перевести через дорогу, помочь нести тяжелую сумку. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброго отношения к младшим, с заботой о них.

Очень важным средством воспитания гуманных чувств у детей явля­ется общение с животными, поэтому так важно присутствие в доме жи­вотных, когда в семье растет ребенок. Постоянная практика заботы о жи­вотных и ежедневное общение с ними укрепляют гуманные чувства де­тей: делают их добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственно­сти за судьбу живого существа. Домашние животные иногда заменяют детям общение со взрослыми во время долгих часов вынужденного оди­ночества. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних жи­вотных просто необходима детям, особенно когда взрослые серьезны и заняты. Дети часто приписывают своим друзьям-животным человеческие черты: они обращаются и разговаривают с ними, как со своими сверстниками. О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить на основе следующих признаков: интерес к раз­личным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках; знание и выполнение правил общения с живым сущест­вом; желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним; эмо­циональность восприятия и общения с животным. Доброе, заботливое, гуманное отношение ребенка к живому существу — это залог гуманного отношения к людям.

Формирование гуманных чувств у дошкольников происходит посте­пенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради по­хвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, ста­новится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отка­зе от своего личного в пользу другого человека, является одним из пер­вых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)