Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной дошкольной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Обучение детей дошкольного возраста — это систематический целенаправленный, планомерный про­цесс, обеспечивающий передачу им в доступной форме знаний, умений и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в ДОУ, а также развития познавательных способностей, любознательности и познавательной активности. Обучение — это специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, которая определяет его цели, задачи, содержание, формы и методы, отбирает учебные пособия, дидактический материал.

Специально организованное обучение необходимо ребенку-дошколь­нику для упорядочения впечатлений, которые получает ребенок из окру­жающего мира стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного обучения происходит интеллектуальное развитие детей. Оно рассматрива­ется как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Специально организованное обучение ускоряет темпы ин­дивидуального развития ребенка, способствует развитию любознательно­сти и наблюдательности, пытливости и сообразительности; в условиях специально организованного обучения идет всестороннее развитие лично­сти ребенка, а также успешно решаются воспитательные задачи.

Для того чтобы задача развития решалась успешно в процессе обуче­ния детей дошкольного возраста, оно должно представлять собой целост­ную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекват­ное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты.

Обучение, являясь составной частью педагогического процесса, на­правленного на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах его организации с использованием специальных методов и приемов. Обуче­ние в детском саду отличается от школьного: знания даются в доступной форме; обучение протекает в разнообразной форме (занятия, экскурсии, дидактические игры-инсценировки); усвоение учебного материала про­исходит путем активных действий и практических манипуляций с пред­метами, в разнообразных видах деятельности (играх, рисовании, конст­руировании в занимательной и интересной форме); обучение детей до­школьного возраста является изустным, т.е. докнижным. Обучение име­ет важное значение в подготовке детей к школе (у детей формируются основы учебной деятельности); руководящая роль в обучении принадле­жит воспитателю.

Организуя специально организованное обучение, педагог руково­дствуется в своей работе дидактическими принципами: систематичности и последовательности, доступности передачи знаний, наглядности, ак­тивности, индивидуального подхода, эмоциональности.

Обучение дошкольников ориентировано прежде всего на приобрете­ние знаний, умений и навыков, нередко выступающих как самоцель. Ис­ходя из этого, весь образовательный процесс в ДОУ нередко направлен на формирование определенного круга знаний, необходимых ребенку в школе, а не на развитие познавательных процессов.

Одной из проблем обучения дошкольников является проникновение в детский сад школьных форм и методов работы: предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного» ученика; опрос у доски; без­раздельная учительская инициатива. Субъектом познавательной деятель­ности нередко является воспитатель, но не ребенок. Учебная деятель­ность навязывается взрослым, очень часто организуется в неинтересной для ребенка форме. Занятия с прямым обучением — суррогат, подавляю­щий инициативу и активность ребенка, не имеющий для ребенка ни смысла, ни интереса, ни развивающего значения. Жесткая регламентация места, порядка и хода проведения занятий создают психологические трудности для реализации программных задач.

Другой проблемой обучения дошкольников является большое коли­чество занятий и введение дополнительных образовательных услуг, ко­торые нередко создают заорганизованность детей, превращая детский сад в статус репетиторского звена между дошкольным и школьным образо­ванием. Чрезмерное количество занятий негативно сказывается на со­стоянии здоровья дошкольников.

Новые подходы в обучении дошкольников строятся на основе сле­дующих принципов:

- принцип вариативности моделей познавательной деятельности, ко­торый предусматривает вариативность содержания, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности детей; 

- принцип развития самоценных форм активности, в соответствии с которым ребенок имеет возможность познавать мир через виды дея­тельности, наиболее привлекательные для него (рисование, конструирование, чтение вместе со взрослым, ролевая игра и др.) Задача взрос­лого — организация развивающей среды для этой деятельности;

- принцип общего психологического пространства, который учитывает, что каждый человек имеет собственное психологическое пространст­во. Оно включает в себя круг его предпочтений, устремлений, жела­ний, интересов, самоценных видов деятельности. В организации учебно-познавательной деятельности принципиально важно, чтобы совпадали психологические пространства ребенка и педагога, чтобы ребенок не решал задачи взрослого («Ты должен это знать и уметь»), чтобы эти задачи были общими и осуществлялись ребенком и педаго­гом совместно;

- принцип игрового познания, который ранее трактовался как принцип игрового обучения. Это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)