Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 3.2. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- 3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
- 3.10. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
- 3.13. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ
- 3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 3.19. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.24. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
- 3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- 3.28. СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА
- 3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
- 3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современной дошкольной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Обучение детей дошкольного возраста — это систематический целенаправленный, планомерный процесс, обеспечивающий передачу им в доступной форме знаний, умений и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в ДОУ, а также развития познавательных способностей, любознательности и познавательной активности. Обучение — это специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, которая определяет его цели, задачи, содержание, формы и методы, отбирает учебные пособия, дидактический материал.
Специально организованное обучение необходимо ребенку-дошкольнику для упорядочения впечатлений, которые получает ребенок из окружающего мира стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного обучения происходит интеллектуальное развитие детей. Оно рассматривается как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Специально организованное обучение ускоряет темпы индивидуального развития ребенка, способствует развитию любознательности и наблюдательности, пытливости и сообразительности; в условиях специально организованного обучения идет всестороннее развитие личности ребенка, а также успешно решаются воспитательные задачи.
Для того чтобы задача развития решалась успешно в процессе обучения детей дошкольного возраста, оно должно представлять собой целостную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекватное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты.
Обучение, являясь составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах его организации с использованием специальных методов и приемов. Обучение в детском саду отличается от школьного: знания даются в доступной форме; обучение протекает в разнообразной форме (занятия, экскурсии, дидактические игры-инсценировки); усвоение учебного материала происходит путем активных действий и практических манипуляций с предметами, в разнообразных видах деятельности (играх, рисовании, конструировании в занимательной и интересной форме); обучение детей дошкольного возраста является изустным, т.е. докнижным. Обучение имеет важное значение в подготовке детей к школе (у детей формируются основы учебной деятельности); руководящая роль в обучении принадлежит воспитателю.
Организуя специально организованное обучение, педагог руководствуется в своей работе дидактическими принципами: систематичности и последовательности, доступности передачи знаний, наглядности, активности, индивидуального подхода, эмоциональности.
Обучение дошкольников ориентировано прежде всего на приобретение знаний, умений и навыков, нередко выступающих как самоцель. Исходя из этого, весь образовательный процесс в ДОУ нередко направлен на формирование определенного круга знаний, необходимых ребенку в школе, а не на развитие познавательных процессов.
Одной из проблем обучения дошкольников является проникновение в детский сад школьных форм и методов работы: предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного» ученика; опрос у доски; безраздельная учительская инициатива. Субъектом познавательной деятельности нередко является воспитатель, но не ребенок. Учебная деятельность навязывается взрослым, очень часто организуется в неинтересной для ребенка форме. Занятия с прямым обучением — суррогат, подавляющий инициативу и активность ребенка, не имеющий для ребенка ни смысла, ни интереса, ни развивающего значения. Жесткая регламентация места, порядка и хода проведения занятий создают психологические трудности для реализации программных задач.
Другой проблемой обучения дошкольников является большое количество занятий и введение дополнительных образовательных услуг, которые нередко создают заорганизованность детей, превращая детский сад в статус репетиторского звена между дошкольным и школьным образованием. Чрезмерное количество занятий негативно сказывается на состоянии здоровья дошкольников.
Новые подходы в обучении дошкольников строятся на основе следующих принципов:
- принцип вариативности моделей познавательной деятельности, который предусматривает вариативность содержания, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности детей;
- принцип развития самоценных форм активности, в соответствии с которым ребенок имеет возможность познавать мир через виды деятельности, наиболее привлекательные для него (рисование, конструирование, чтение вместе со взрослым, ролевая игра и др.) Задача взрослого — организация развивающей среды для этой деятельности;
- принцип общего психологического пространства, который учитывает, что каждый человек имеет собственное психологическое пространство. Оно включает в себя круг его предпочтений, устремлений, желаний, интересов, самоценных видов деятельности. В организации учебно-познавательной деятельности принципиально важно, чтобы совпадали психологические пространства ребенка и педагога, чтобы ребенок не решал задачи взрослого («Ты должен это знать и уметь»), чтобы эти задачи были общими и осуществлялись ребенком и педагогом совместно;
- принцип игрового познания, который ранее трактовался как принцип игрового обучения. Это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.