Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

 

Педагогический процесс — движение вперед, изменение, одна из категорий педагогики. Педагогический процесс — это направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования. Это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие вос­питателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит вос­питание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда ре­шаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, учение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности).

Структурными компонентами педагогического процесса являются: целе­вой (определение целей и задач дошкольного образования); содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»); деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбран­ные методы и средства); оценочно-результативный (анализ результатов ра­боты воспитателя об эффективности педагогического процесса).

Закономерности педагогического процесса — это объективно сущест­вующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явле­ниями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выде­лить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:

- связь воспитания и социальной системы, поскольку воспитание опре­деляется потребностями общества, экономики, национальным своеоб­разием, протекает в конкретно-исторических условиях;

- связь между обучением и воспитанием, взаимозависимость этих про­цессов, их разностороннее взаимовлияние и единство;

- связь воспитания и деятельности, воспитание и развитие ребенка все­гда осуществляется в процессе организации педагогом разнообразных видов деятельности;

- связь воспитания и активности личности, поскольку только в актив­ной деятельности, где ребенок является ее субъектом, происходит развитие всех психических процессов и воспитание основных черт характера будущего гражданина, осуществляется процесс саморазви­тия и самореализации;

- связь воспитания и общения, то есть воспитание ребенка всегда про­текает во взаимодействии со взрослым, а также в процессе общения со сверстниками, где формируется богатство межличностных связей.

Педагогический процесс в ДОУ имеет свои особенности, строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детст­ва Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенно­стью взрослого в реализации развивающих задач. В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность. Во-первых, это позиция «учи­теля», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над»); во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных спосо­бов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей пред­метно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя сре­ду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.

В соответствии с этим педагогический процесс в ДОУ имеет триеди­ную структуру, т.е. условно разделен на три блока: — специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринуж­денной и необязательной форме;

- самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе само­ценных для него видов деятельности.

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, речевых и др.) Здесь с целью подготовки детей к школе воспитатель формирует у детей элемен­ты учебной деятельности.

2. Блок совместной деятельности, где педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности (организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую дея­тельность, приобщает детей к искусству). Включает в себя разнообраз­ные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, фи­зические упражнения и подвижные игры и т.д.

3. Блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Предполагает свобод­ный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.

Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)