Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В НРАВСТВЕННОМ ПОВЕДЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нарушения поведения у детей проявляются уже в дошкольном воз­расте. Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими, по­этому, применительно к дошкольном возрасту, обычно не употребляется понятие девиантное (отклоняющееся) поведение. Однако именно в до­школьном детстве складываются предпосылки отклонений в поведении, и именно в этот период жизни ребенка эффективны профилактические и коррекционные меры.

Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: соци­альная дезориентация, негативное самопредъявление, уход от деятельно­сти, агрессивное поведение детей, ложь и воровство.

Социальная дезориентация — это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отстава­ние в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение пред­метной деятельностью; в дошкольном возрасте — нарушение игровой дея­тельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие ти­пичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изо­бражения дома, человека и др.). Развитию синдрома способствует и рез­кое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в дет­ском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых.

Поведение такого ребенка характеризуется тем, что он «безобразни­чает», «хулиганит», не реагирует на запреты взрослых, не различает «свое и чужое» и др. Такого ребенка постоянно одергивают, ругают, на­казывают, у него снижается самооценка, которая со временем становится негативной («Я — плохой»). Все это дополнительно повышает вероят­ность развития поведения ребенка по антисоциальному пути.

В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:

- четко формулировать требования; они должны быть просты и понят­ны ребенку;

- использовать меньше запретов (только самые грубые негативные про­явления);

- поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке;

- разъяснять ребенку «плохое» поведение, его последствия для окружаю­щих; обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем. Для преодоления социальной дезориентации важно проводить работу по целенаправленному формированию и социализации всех видов дея­тельности (учить ребенка рисовать, лепить, играть, трудиться), опираясь на положительное и поощряя даже незначительные усилия и старания ребенка, создавая ему «ситуацию успеха».

Негативное самопредъявление — высокая потребность некоторых де­тей во внимании к себе (т.е. ярко выраженная демонстративность). Его проявления служат одной из наиболее распространенных причин, вызы­вающих жалобы на дурное поведение. Такая форма поведения в дошко­льном возрасте нередко выступает в форме избалованности и капризно­сти. При негативном самопредъявлении, в отличие от социальной дез­ориентации, нарушение общепринятых правил поведения носят созна­тельный характер. Грубость и другие отрицательные проявления не яв­ляются следствием чисто случайного, непреднамеренного нарушения социальных норм. Эти формы поведения являются для ребенка средством для привлечения к себе внимания окружающих. Поведение ребенка ха­рактеризуется высокой конфликтностью в отношениях со взрослыми, а в общении с родителями нередко сводится к взаимным скандалам, преры­ваемыми короткими примирениями.

Предпосылкой для возникновения такого синдрома является атмосфе­ра повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте, позднее сменяющаяся недостатком внимания. Эта смена неред­ко бывает вызвана поступлением в дошкольное учреждение. Подобные проявления нередко возникают у детей, воспитываемых, в основном, ба­бушками и дедушками. Вероятно, пожилым людям в силу возрастного снижения активности иногда бывает трудно наладить с ребенком под­линно деловой контакт.

Ярко выраженную демонстративность можно характеризовать как по­зицию ««ужасного» ребенка», «хулигана». Основной особенностью дея­тельности ребенка становится нарушение правил поведения. Негативное самоопределение складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.

При правильном подходе к ребенку негативное самопредъявление хо­рошо поддается коррекции. Основной принцип — четкое распределение, регуляция внимания к ребенку не тогда, когда он плохой, а когда он хо­роший (когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь внимание хулиганскими выходками). Необходимо отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. именно этого и добивается ребенок. Основ­ной способ коррекции поведения такого ребенка — лишить его общения со сверстниками и на некоторое время со взрослым. Итак, во время скан­дала — холодность и равнодушие, чуть позже — тепло и внимание. Но ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без внимания вообще. Лучше про­являть к нему внимание и заинтересованность, когда он ведет себя хоро­шо или несколько лучше, чем обычно.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, лишить ребенка просмотра телевизора, вынуть шнур и спо­койно удалиться, не обращая внимания на крики ребенка. Не следует на­поминать о скандалах, устроенных ребенком раньше, это не дает ему становиться лучше.

Необходимо найти сферу, в которой ребенок может реализовать свою демонстративность (выступления на утренниках, на праздниках и подго­товке к ним, в продуктивных видах деятельности).

Одним из проявлений отклоняющегося поведения является агрессия -это склонность причинения другим морального или физического ущерба. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрям­ства, с которыми трудно совладать взрослому. Иногда это могут быть вспышки гнева, злости, сопровождающиеся импульсивными движения­ми, кусанием, драчливостью, разрушением построек, игрушек, поделок. А. Басе и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: физическая (физиче­ские действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); косвенная — направленная (сплетни, злоба, шутки) или ненаправлен­ная (крики в толпе, топание и т.д.); раздражение (вспыльчивость, гру­бость); негативизм (оппозиционная мера поведения). Агрессия может быть защитной, деструктивной, демонстративной.

Причинами, влияющими на проявление агрессии являются:

- введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и огра­ничений, которые не позволяют осуществлять ребенку задуманное или реализовать свои желания;

- недостаточная произвольность и осознанность поведения либо эмо­циональных нарушений;

- наследственно-характерологические факторы (предрасположенность к агрессивному поведению, психопатоподобное, эпилиптоидное аф­фективно-возбудимое поведение родителей или родственников);

- некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга (ми­нимальная мозговая дисфункция, травмы головного мозга и др.);

- влияние социального окружения (семья, окружающие дети, средства массовой информации).

Наиболее распространенной причиной является стиль отношения ре­бенка с родителями: сами родители проявляют к ребенку физическую или вербальную агрессию; родители применяют слишком суровые, несо­относимые с проступками наказания; родители не обращают внимания на агрессивное поведение ребенка; родители не дают возможность ребенку проявлять способность к самостоятельному выбору, запрещают любые формы проявления детского гнева; родители проявляют агрессию по от­ношению к окружающим в присутствии ребенка; конфликты между ро­дителями, развод, демонстрация агрессивности к супругу.

Коррекция агрессивного поведения ребенка наиболее эффективна при использовании индивидуальной или групповой игротерапии. Эффектив­ными методами является проигрывание ситуаций с последующим анали­зом; использование рисуночных методик; песочная терапия (игры с пес­ком и водой); работа с мягким материалом (тестом, глиной, пластилином, где разрешается все — лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки); использование воды для снятия на­пряжения (купание, обливание, сбивание шариков, плавающих в воде, потопление кораблика, сбивание игрушки струей воды и т.д.); беседы с детьми о физических ощущениях агрессии.

Важным средством предупреждения агрессивного поведения у детей является работа с родителями, которую целесообразно строить в двух направлениях: информирование о проблеме (беседы, лекции, сообщения на родительских собраниях, в виде наглядной информации); обучение эффективным способам общения с ребенком, которую может проводить как воспитатель, так и педагог-психолог.

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)