Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 3.2. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- 3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
- 3.10. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
- 3.13. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ
- 3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 3.19. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.24. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
- 3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- 3.28. СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА
- 3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
- 3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В НРАВСТВЕННОМ ПОВЕДЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нарушения поведения у детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими, поэтому, применительно к дошкольном возрасту, обычно не употребляется понятие девиантное (отклоняющееся) поведение. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки отклонений в поведении, и именно в этот период жизни ребенка эффективны профилактические и коррекционные меры.
Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: социальная дезориентация, негативное самопредъявление, уход от деятельности, агрессивное поведение детей, ложь и воровство.
Социальная дезориентация — это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.
Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отставание в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью; в дошкольном возрасте — нарушение игровой деятельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие типичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изображения дома, человека и др.). Развитию синдрома способствует и резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых.
Поведение такого ребенка характеризуется тем, что он «безобразничает», «хулиганит», не реагирует на запреты взрослых, не различает «свое и чужое» и др. Такого ребенка постоянно одергивают, ругают, наказывают, у него снижается самооценка, которая со временем становится негативной («Я — плохой»). Все это дополнительно повышает вероятность развития поведения ребенка по антисоциальному пути.
В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:
- четко формулировать требования; они должны быть просты и понятны ребенку;
- использовать меньше запретов (только самые грубые негативные проявления);
- поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке;
- разъяснять ребенку «плохое» поведение, его последствия для окружающих; обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем. Для преодоления социальной дезориентации важно проводить работу по целенаправленному формированию и социализации всех видов деятельности (учить ребенка рисовать, лепить, играть, трудиться), опираясь на положительное и поощряя даже незначительные усилия и старания ребенка, создавая ему «ситуацию успеха».
Негативное самопредъявление — высокая потребность некоторых детей во внимании к себе (т.е. ярко выраженная демонстративность). Его проявления служат одной из наиболее распространенных причин, вызывающих жалобы на дурное поведение. Такая форма поведения в дошкольном возрасте нередко выступает в форме избалованности и капризности. При негативном самопредъявлении, в отличие от социальной дезориентации, нарушение общепринятых правил поведения носят сознательный характер. Грубость и другие отрицательные проявления не являются следствием чисто случайного, непреднамеренного нарушения социальных норм. Эти формы поведения являются для ребенка средством для привлечения к себе внимания окружающих. Поведение ребенка характеризуется высокой конфликтностью в отношениях со взрослыми, а в общении с родителями нередко сводится к взаимным скандалам, прерываемыми короткими примирениями.
Предпосылкой для возникновения такого синдрома является атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте, позднее сменяющаяся недостатком внимания. Эта смена нередко бывает вызвана поступлением в дошкольное учреждение. Подобные проявления нередко возникают у детей, воспитываемых, в основном, бабушками и дедушками. Вероятно, пожилым людям в силу возрастного снижения активности иногда бывает трудно наладить с ребенком подлинно деловой контакт.
Ярко выраженную демонстративность можно характеризовать как позицию ««ужасного» ребенка», «хулигана». Основной особенностью деятельности ребенка становится нарушение правил поведения. Негативное самоопределение складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.
При правильном подходе к ребенку негативное самопредъявление хорошо поддается коррекции. Основной принцип — четкое распределение, регуляция внимания к ребенку не тогда, когда он плохой, а когда он хороший (когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь внимание хулиганскими выходками). Необходимо отказаться от ярких эмоциональных реакций, т.к. именно этого и добивается ребенок. Основной способ коррекции поведения такого ребенка — лишить его общения со сверстниками и на некоторое время со взрослым. Итак, во время скандала — холодность и равнодушие, чуть позже — тепло и внимание. Но ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без внимания вообще. Лучше проявлять к нему внимание и заинтересованность, когда он ведет себя хорошо или несколько лучше, чем обычно.
Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, лишить ребенка просмотра телевизора, вынуть шнур и спокойно удалиться, не обращая внимания на крики ребенка. Не следует напоминать о скандалах, устроенных ребенком раньше, это не дает ему становиться лучше.
Необходимо найти сферу, в которой ребенок может реализовать свою демонстративность (выступления на утренниках, на праздниках и подготовке к ним, в продуктивных видах деятельности).
Одним из проявлений отклоняющегося поведения является агрессия -это склонность причинения другим морального или физического ущерба. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. Иногда это могут быть вспышки гнева, злости, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью, разрушением построек, игрушек, поделок. А. Басе и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: физическая (физические действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); косвенная — направленная (сплетни, злоба, шутки) или ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.); раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм (оппозиционная мера поведения). Агрессия может быть защитной, деструктивной, демонстративной.
Причинами, влияющими на проявление агрессии являются:
- введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют осуществлять ребенку задуманное или реализовать свои желания;
- недостаточная произвольность и осознанность поведения либо эмоциональных нарушений;
- наследственно-характерологические факторы (предрасположенность к агрессивному поведению, психопатоподобное, эпилиптоидное аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников);
- некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга (минимальная мозговая дисфункция, травмы головного мозга и др.);
- влияние социального окружения (семья, окружающие дети, средства массовой информации).
Наиболее распространенной причиной является стиль отношения ребенка с родителями: сами родители проявляют к ребенку физическую или вербальную агрессию; родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступками наказания; родители не обращают внимания на агрессивное поведение ребенка; родители не дают возможность ребенку проявлять способность к самостоятельному выбору, запрещают любые формы проявления детского гнева; родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка; конфликты между родителями, развод, демонстрация агрессивности к супругу.
Коррекция агрессивного поведения ребенка наиболее эффективна при использовании индивидуальной или групповой игротерапии. Эффективными методами является проигрывание ситуаций с последующим анализом; использование рисуночных методик; песочная терапия (игры с песком и водой); работа с мягким материалом (тестом, глиной, пластилином, где разрешается все — лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки); использование воды для снятия напряжения (купание, обливание, сбивание шариков, плавающих в воде, потопление кораблика, сбивание игрушки струей воды и т.д.); беседы с детьми о физических ощущениях агрессии.
Важным средством предупреждения агрессивного поведения у детей является работа с родителями, которую целесообразно строить в двух направлениях: информирование о проблеме (беседы, лекции, сообщения на родительских собраниях, в виде наглядной информации); обучение эффективным способам общения с ребенком, которую может проводить как воспитатель, так и педагог-психолог.