Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок про­ходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы обще­ния со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освое­ние пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с пред­метом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе — сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продук­тивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невоспол­нимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Фундаментальные исследования развития дви­жений детей раннего возраста проведены М. Ю. Кистяковской. А. М. Фонаревым раскрыты пути реализации потенциальных познавательных воз­можностей детей на основе организации их ориентировочно-иссле­довательской деятельности. В создании методических пособий по воспита­нию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных перио­дов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада освещены в работах Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, А. И. Мышкис, Л. Г. Голубевой, Н. Д. Ватутиной; проб­лемы развития общения детей со взрослым и сверстниками раз­носторонне представлены в трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой. Проблемы становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста раскрыты в работах Ф. И. Фрадкиной, Е. И. Радиной, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Е. И. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко. Вопросами дидактики раннего детства занимались Н. М. Аксарина, В. Н. Аванесова, Э. Л. Фрухт, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.

Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:

1 . В раннем детстве наблюдаются наиболее быстрые темпы как физи­ческого, так и психического развития. В этот период интенсивно увели­чивается вес, рост, масса тела, вес головного мозга.

2. Взаимосвязь и единство физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически, активнее ведет себя по отношению к окружающему миру.

3. Повышенная ранимость и недостаточная функциональная зрелость всех органов и систем организма. Дети раннего возраста подвержены различным заболеваниям, легко ранимы и быстро устают.

4. Высокая пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкая обучаемость.

5. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. На первом году жизни наблюдается скачок в физическом развитии, на втором году жизни — в речевом.

6. Особое значение в раннем возрасте приобретают эмоции. Эмоцио­нальное состояние является показателем психического развития и испы­тываемого ребенком состояния комфорта либо дискомфорта. От положи­тельного эмоционального состояния ребенка зависят все новообразова­ния раннего возраста, а недостаток общения со взрослым может привес­ти в эмоциональной депривации.

7. Здоровый ребенок рождается с готовой сенсомоторной потребностью (потребность в ощущениях и движениях). Уже к первому месяцу у ребенка начинают проявляться ярко выраженные ориентировочные реакции на все новое, которые в дальнейшем превращаются в специальную ориентировоч­но-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтере­сованное желание ребенка узнать «что это?», «почему?», «откуда?».

8. Очень сильно у ребенка раннего возраста проявляется потребность в общении со взрослым, которая формируется с первых дней жизни. В пер­вые годы жизни содержание общения взрослого с ребенком претерпевает качественные изменения: в начале это общение по поводу физиологиче­ского комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.); затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное обще­ние («эмоционально положительный комплекс»); затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Учет перечисленных особенностей способствует успешному развитию и полноценному воспитанию малыша.

При воспитании детей раннего возраста взрослому необходимо учи­тывать основные педагогические правила и принципы организации воспи­тательной работы с детьми:

- принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе;

- требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей;

- индивидуальное общение с ребенком;

- учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей;

- воспитание положительного отношения к требованиям взрослых;

- вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий;

- своевременное формирование навыков самостоятельности;

- психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого;

- образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малы­ша, т.к. дети раннего возраста отличаются подражательностью и впе­чатлительностью.

Таким образом, чтобы развитие ребенка протекало успешно и полно­ценно, необходимо знать особенности раннего возраста, понимать уни­кальность этого периода и уметь создавать благоприятные условия для воспитания и самораскрытия возможностей каждого малыша.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)