Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 

В условиях роста национального самосознания с одной стороны и усиливающегося проявления национализма и шовинизма с другой стороны актуальной становится проблема воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, этики меж национального общения. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.

В первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, то есть фактор национальности не принимается им во внимание, так как ребенку он не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многона­циональном коллективе, преобладает положительное отношение к пред­ставителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже вы­учить язык, на котором они говорят. Вместе с тем замечены и прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или наоборот, испуг.

Детская бестактность проявляется и при попытках детей «уподобить» свои черты (сделать похожими) на лицо другой национальности, драз­нилки, бестактные вопросы к людям иной национальности и др.

Детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, и, пре­жде всего, слабо развитые гуманные отношения, отсутствие необходи­мых представлений о культуре общения — таковы, вероятно, основные причины названных отрицательных проявлений. Как правило, они быва­ют навеяны взрослыми, тем более во время острых коллизий в сфере этнонациональных отношений, поэтому, воспитание этики межнациональ­ного общения детей с другими национальностями следует начинать уже в дошкольном возрасте.

Этикой межнационального общения человек способен овладеть с пер­вых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к формам внешнего поведения. Это, прежде всего, отношение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных национальностей. Приобщение к этно-национальной культуре — основной путь воспитания у детей этики меж­национального общения. Это происходит через познание народной муд­рости, национальных традиций и обычаев, высокохудожественных про­изведений талантливых национальных писателей и поэтов, композито­ров, художников, мастеров народного промысла. Важно дать правильные ориентиры детям в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отно­шения к национальному многообразию населения нашей страны, многообра­зию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность воспитания этики межнационального общения у до­школьников будет зависеть от комплексного использования различных методов и средств.

Самым важным средством является общение детей разных нацио­нальностей, которое можно организовать в разных условиях: в ДОУ, вне детского сада при участии родителей, организацией специальных встреч.

Очень эффективным средством является организация совместной иг­ровой деятельности детей разных национальностей. Особое значение имеют сюжетно-ролевые и подвижные игры. В них ребенок искренне выражает свои чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения.

Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное от­ношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где про­является культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию детей, в них раскрываются национальные особенности жизни и быта народа, его культурные традиции. Чтение художественной литературы помогает детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников. Эф­фективным средством воспитания этики межнационального общения явля­ются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети.

Таким образом, в процессе воспитания симпатии и дружбы между свер­стниками, уважения к людям разных национальностей решаются и другие важные задачи нравственного воспитания. Такая работа направлена на ста­новление социально-нравственных качеств личности и, прежде всего, гуман­ных, относящихся к первозначимым общечеловеческим ценностям.

 

 

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)