Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в пе­дагогической науке одно из ведущих мест. Проблема патриотического воспитания — одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в до­школьной педагогике в частности. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотиче­ского воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в оп­ределенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.

Патриотизм — это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привя­занность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Гражданствен­ность — это принадлежность к постоянному населению данного государ­ства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чув­ство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.

Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогиче­ском наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема пат­риотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отра­жение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Коз­ловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Ни-коновой и др.

Основы патриотического воспитания отражены в современных про­граммах: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», «Москвичок», «Наследие», «Я — Человек» и др.

Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая стремится создать для него условия эмоцио­нального благополучия, спокойствия. Поэтому основы патриотического воспитания закладываются с самого раннего детства, прежде всего, в се­мье. Жизнь в определенной мезасреде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама, сказки; он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Поэтому чувство любви к Родине и сво­ему народу начинается с любви к родному дому. Родной дом — сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями; дом, где он живет; его первых друзей; окру­жающую природу. Образ родного дома в самом начале связан для ребен­ка с членами семьи, и, прежде всего, с матерью. Родной дом — это и квар­тира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Поэтому с дет­ства необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже родная улица, его детский сад, родной город, поселок, позже не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина, гражда­нином которой он является, и, наконец, планета Земля — наш общий и, вместе с тем, родной дом. Таким образом, воспитатель постепенно обо­гащает знания ребенка о родной стране.

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художе­ственная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и др. Важ­ной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего наро­да, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участ­вовать в них, принимать их, привыкать к ним. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания: чтение художественной литера­туры, рассказы, беседы с детьми, этические беседы, рассматривание иллюст­раций и картин, объяснение, экскурсии в природу, по достопримечательностям родного города или поселка, наблюдение, примеры из художественных произведений и личный пример воспитателя, методы стимулирования. Пе­речисленные методы повышают познавательную активность, эмоциональное восприятие дошкольников, корректируют формирующиеся у детей пред­ставления о Родине, координируют разные виды деятельности. Для успеш­ного патриотического воспитания методы используются комплексно и отби­раются в зависимости от содержания и возрастных особенностей детей.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)