Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

Развитие системы общественного дошкольного воспитания в России имеет несколько этапов: этап становления (конец XIX — начало XX вв.), этап развития (40-е — 80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг XX в. — начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой системы дошкольного образования (2001 г. и далее). Каждый из них имеет свои отличительные особенности.

Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами — переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. — только 54%.

Анализ показал, что основными причинами этого спада выступали: общий спад экономической активности населения в стране, дифферен­циация доходов в обществе и формирование прослойки богатых людей, действие демографического фактора (падение рождаемости в стране в период с 1988 г. до 2000 г.), снижение качества предоставляемых услуг в дошкольных учреждениях, низкая оплата труда дошкольных работников, недостаточность бюджетного финансирования.

Вместе с тем в этот период были предприняты меры по сохранению сети дошкольных учреждений и созданию условий для перехода системы дошкольного образования в новое качество. В 1995 г. было утверждено новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), направленное на регулирование деятельности государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Разработан пакет документов, реализующих Типовое положение и вклю­чающих примерный устав ДОУ; примерный договор между ДОУ и роди­телями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего ДОУ; пример­ный договор между учредителем и ДОУ. Определены примерные требо­вания к условиям пребывания детей в ДОУ: к содержанию программ до­школьного образования, взаимодействию педагогов с детьми, к предмет­но-пространственной среде развития ребенка. Эти требования до сих пор выполняют роль государственного стандарта дошкольного уровня обра­зования и являются основой объективной оценки деятельности ДОУ при их аттестации и последующей аккредитации.

Начало XXI века характеризует новый период в развитии дошкольно­го образования в стране. С 2001 г. наметилась тенденция к увеличению посещаемости детских садов (в 2001 г. — 57, 2%). Это связано со стаби­лизацией экономики в стране, увеличением занятости населения (мате­рей), повышением рождаемости. Эти факторы требуют внесения измене­ний в систему дошкольного образования. Приоритетными направления­ми изменений являются: распространение новых, гибких форм дошколь­ного образования (групп краткосрочного пребывания детей, особенно в сельской местности); создание системы предшкольного образования для всех детей 5-7-летнего возраста в целях выравнивания социальных усло­вий начала школьного обучения; переход к долевому финансированию дошкольных учреждений за счет снижения объемов федерального фи­нансирования и увеличения доли финансирования на местах.

Современное состояние дошкольного образования в Республике Хака­сия отражает выявленные выше тенденции. В 2003 г. охват детей дошко­льными учреждениями составлял 51, 4%, что на 3, 6% ниже общероссий­ского показателя соответствующего года. Вместе с тем существующая сеть ДОУ не удовлетворяет полностью потребность населения в детских садах: в республике сохраняется очередность на получение путевок в ДОУ. Остается нерешенной проблема посещения дошкольных учрежде­ний детьми-инвалидами. Несмотря на то, что в ДОУ республики стали активно внедряться вариативные формы работы на основе кратковремен­ного пребывания детей, открытие новых форм дошкольного образования остается острой проблемой особенно для сельской местности.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)