Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 3.2. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.6. ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 3.7. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- 3.9. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
- 3.10. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.11. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК ОСНОВНОГО ВИДА ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
- 3.13. СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.14. ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ
- 3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.16. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 3.19. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.20. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 3.21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.22. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.23. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3.24. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.25. ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3.26. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
- 3.27. ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- 3.28. СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА
- 3.29. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
- 3.30. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3.31. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3.32. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 3.33. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Развитие системы общественного дошкольного воспитания в России имеет несколько этапов: этап становления (конец XIX — начало XX вв.), этап развития (40-е — 80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг XX в. — начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой системы дошкольного образования (2001 г. и далее). Каждый из них имеет свои отличительные особенности.
Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами — переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. — только 54%.
Анализ показал, что основными причинами этого спада выступали: общий спад экономической активности населения в стране, дифференциация доходов в обществе и формирование прослойки богатых людей, действие демографического фактора (падение рождаемости в стране в период с 1988 г. до 2000 г.), снижение качества предоставляемых услуг в дошкольных учреждениях, низкая оплата труда дошкольных работников, недостаточность бюджетного финансирования.
Вместе с тем в этот период были предприняты меры по сохранению сети дошкольных учреждений и созданию условий для перехода системы дошкольного образования в новое качество. В 1995 г. было утверждено новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), направленное на регулирование деятельности государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Разработан пакет документов, реализующих Типовое положение и включающих примерный устав ДОУ; примерный договор между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего ДОУ; примерный договор между учредителем и ДОУ. Определены примерные требования к условиям пребывания детей в ДОУ: к содержанию программ дошкольного образования, взаимодействию педагогов с детьми, к предметно-пространственной среде развития ребенка. Эти требования до сих пор выполняют роль государственного стандарта дошкольного уровня образования и являются основой объективной оценки деятельности ДОУ при их аттестации и последующей аккредитации.
Начало XXI века характеризует новый период в развитии дошкольного образования в стране. С 2001 г. наметилась тенденция к увеличению посещаемости детских садов (в 2001 г. — 57, 2%). Это связано со стабилизацией экономики в стране, увеличением занятости населения (матерей), повышением рождаемости. Эти факторы требуют внесения изменений в систему дошкольного образования. Приоритетными направлениями изменений являются: распространение новых, гибких форм дошкольного образования (групп краткосрочного пребывания детей, особенно в сельской местности); создание системы предшкольного образования для всех детей 5-7-летнего возраста в целях выравнивания социальных условий начала школьного обучения; переход к долевому финансированию дошкольных учреждений за счет снижения объемов федерального финансирования и увеличения доли финансирования на местах.
Современное состояние дошкольного образования в Республике Хакасия отражает выявленные выше тенденции. В 2003 г. охват детей дошкольными учреждениями составлял 51, 4%, что на 3, 6% ниже общероссийского показателя соответствующего года. Вместе с тем существующая сеть ДОУ не удовлетворяет полностью потребность населения в детских садах: в республике сохраняется очередность на получение путевок в ДОУ. Остается нерешенной проблема посещения дошкольных учреждений детьми-инвалидами. Несмотря на то, что в ДОУ республики стали активно внедряться вариативные формы работы на основе кратковременного пребывания детей, открытие новых форм дошкольного образования остается острой проблемой особенно для сельской местности.