Лекции по маркетингу. Часть 1

7. Типы вопросов используемых при создании анкет маркетингового исследования

Анкета обычно состоит из трех частей: введение реквизитной части и основной части.

Главная задача введения — убедить принять участие в опросе. Оно должно содержать цель проводимого опроса и показать какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. Кроме того, из введения должно быть понятно, кто проводит данный опрос и сколько потребуется времени для ответа на поставленный вопрос.

В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес для частных лиц и организаций, размер, место расположения, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в организации, его имя. Кроме того необходимо идентифицировать саму анкету, т.е. дать ей название, дату, время и место проведения опроса, фамилию интервьюера.

Открытый вопрос — вопрос анкеты, с помощью которой сотрется первичная информация. Он позволяет опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно. Открытые вопросы часто приводятся в начале анкеты. Например: «что вы думаете о …?». В таких вопросах отсутствует предвзятость стремление навязать определённый ответ. Однако, ответы на них требуют временных трудозатрат.

Закрытый вопрос- вопрос анкеты, который включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор. Существуют два варианта таких вопросов: а) дихотомический, типа: «Имеете ли вы счёт в банке?» В данном случае существуют только два варианта ответа: да и нет; б) многовариантного выбора, типа: «Где вы храните свои сбережения?» — в банке, — в страховой компании, — в строительной компании, — дома.

Закрытые вопросы

Название приема

Описание сути приема

Пример

1. Альтернативный вопрос

Вопрос, предлагающий выбор из двух ответов

Да

Нет

2. Вопрос с выборочным ответом

Вопрос, предлагающий три или более вариантов ответа на выбор

 

3. Вопрос со шкалой Лайкерта

Вопрос с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления

1. Решительно не согласен

2. Не согласен

3. Не могу сказать

4. Согласен

5. Решительно согласен

4. Семантический дифференциал

Шкала рядов между двумя биополярными понятиями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств

clip_image005clip_image007

5. Шкала важности

Шкала с ранжированием любой характеристики по степени важности

1. Исключительно важно

2. Очень важно

3. Довольно важно

4. Не очень важно

5. Совсем не важно

6. Оценочная шкала

Шкала с ранжированием любого признака

1. Неудовлетворительно

2. Удовлетворительно

3. Хорошо

4. Отлично

Открытые вопросы

Название приема

Описание сути приема

Пример

1. Вопрос без заданной структуры

Вопрос, на который опрашиваемый может ответить практически бесчисленным количеством способов

 

2. Подбор словесных ассоциаций

Опрашиваемому называют по одному слову и просят назвать в ответ первое пришедшее на ум слово

 

3. Завершение предложения

Опрашиваемому предлагают по одному незаконченные предложения и просят их завершить

 

4. Завершение рассказа

Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и предлагают его завершить

 

5. Завершение рисунка

Опрашиваемому предлагают незаконченный рисунок и предлагают его завершить

 

6. Тематический апперцепционный тест (ТАТ)

Опрашиваемому показывают картинку и просят придумать рассказ о том, что, по его мнению, на ней происходит или может произойти

 

Вы здесь: Главная Маркетинг, реклама, PR Лекции по маркетингу. Часть 1