Лекции по маркетингу. Часть 1
- Лекции по маркетингу. Часть 1
- 2. Краткое содержание маркетинга. Основные виды и субмодели маркетинга
- 3. Управление маркетингом
- 4. Концепции управления маркетингом
- 5. Система маркетинговой информации.
- 6. Опрос как метод маркетингового исследования
- 7. Типы вопросов используемых при создании анкет маркетингового исследования
- 8. Эксперимент
- 9. Анализ среды функционирования предприятия
- 10. Основные показатели, изучаемые при анализе среды предприятия.
- 11. Анализ рынка
- 12. Анализ конъюнктуры рынка
- 13. Анализ конкуренции и конкуренты
- 14.Подходы к исследованию покупного поведения и моделирование
- 15. Экономический подход к исследованию покупательского поведения
- 16. Психологический подход к форменному поведению.
- 17.Социологический подход к модели формирования покупательского поведения
- 18. SWOT анализ
- 19. Организационная структура маркетинговой деятельности
- 20. Нетиповые структуры маркетинга.
- 21. Аудит маркетинга на предприятии.
- 22. Понятие цели и сегментация рынка.
Геополитика — роль гос-ва в конкуренции.
К ее элементам относится:
1. Антимонопольная политика;
2. Политика стимулирования конкуренции;
гулирование экспорта и импорта
4. поддержка гос. сектора, гос. капиталовложений, гос. заказов и льготных гос. кредитов;
5. гос. стандартизация продукции, технологии производства, условий безопасности, экологии производства;
6. социальная защита потребителей с помощью установленных норм, контролирование гос.цены, создание общественных объединений защиты прав потребителей.
Понятие конкурентности включает в себя большой комплекс экономических характеристик определяющих положение предприятия на отраслевом, национальном и мировом уровнях. Для анализа, среду конкуренции разбивают на 5 составляющих портера:
1) имеющаяся конкуренция;
2) новые конкуренты;
3) товары и услуги заменители;
4) способность поставщиков торговаться;
5) способность покупателей торговаться.
В первую группу входят предприятия являющиеся прямыми конкурентами в отрасли и для укрепления своих позиций они используют разные инструменты и приемы борьбы (качество, цены, гарантии, рекламы).на уровень конкуренции в отрасли оказывают влияние:
1) емкость рынка
2) число конкурентов
3) финансовые, технологические, трудовые
4) объединение, слияние, сговор
5) темпы роста отрасли
6) увеличение цены и риски выхода из отрасли.
При многообразии методов борьбы, конкурентную позицию предприятия определяет конкурентное преимущество. Согласно Портеру конкурентное преимущество можно достичь:
1) за счет низких издержек — стратегия доминирования
2) за счет уникальности товара, неповторимости — стратегия дифференциации.
Если предприятие выступает на большом сегменте рынка, то оно имеет возможность реализовывать только одно предприятие, если на узком — может сочетать стратегии. Предприятия которые могут завоевать новый для себя рынок представляют постоянную угрозу и усиливают конкуренцию. Угроза появления новых конкурентов вызвана:
1) предпочтениями потребителей
2) дефицитом капитала
3) низкими издержками производства
4) государственным регулированием.
Появление услуг или товаров-заменителей является угрозой для предприятия. Угроза может быть двух видов:
Угроза товара заменителей тем реальнее чем больше эффективность заменителей производственного товара и чем больше разница в ценах. Воздействие поставщиков на предприятие возможно если:
1) группа поставщиков малочисленна и более концентрирована чем предприятие в отрасли.
2) Если нет товара заменителя.
3) Если отрасль или предприятие не представляет особого интереса для поставщика.
4) Если товарный поставщик сильно дифференцирован, а переход к другому требует значительных затрат.
Сила торга покупателей повышает уровень конкуренции если:
1) группа покупателей малочисленна и на одного покупателя приходится значительный объем продаж.
2) Закупленная продукция является малопродаваемой или не дифференцируема.
3) Издержки перехода на продажу других товаров не велики.
Результаты анализа конкурентной среды. Таким образом позволяет определить следующие характеристики:
1. основных конкурентов
2. степень конкуренции и ее виды
3. конкурентную способность предприятия в будущем
4. прогнозировать развитие предприятия на перспективу.