Лекции по маркетингу. Часть 1
- Лекции по маркетингу. Часть 1
- 2. Краткое содержание маркетинга. Основные виды и субмодели маркетинга
- 3. Управление маркетингом
- 4. Концепции управления маркетингом
- 5. Система маркетинговой информации.
- 6. Опрос как метод маркетингового исследования
- 7. Типы вопросов используемых при создании анкет маркетингового исследования
- 8. Эксперимент
- 9. Анализ среды функционирования предприятия
- 10. Основные показатели, изучаемые при анализе среды предприятия.
- 11. Анализ рынка
- 12. Анализ конъюнктуры рынка
- 13. Анализ конкуренции и конкуренты
- 14.Подходы к исследованию покупного поведения и моделирование
- 15. Экономический подход к исследованию покупательского поведения
- 16. Психологический подход к форменному поведению.
- 17.Социологический подход к модели формирования покупательского поведения
- 18. SWOT анализ
- 19. Организационная структура маркетинговой деятельности
- 20. Нетиповые структуры маркетинга.
- 21. Аудит маркетинга на предприятии.
- 22. Понятие цели и сегментация рынка.
Соц. подход основан на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет общественная среда, которая окружает человека или к которой он хотел бы принадлежать.
Один из широко известных приемов подхода — это трактовка покупательского поведения через стиль жизни. Стиль жизни — все относящееся к человеку, не имеющее статистического критерия.
Основные критерии стиля жизни: а) интересы б) мнения в) действия
По результатам опроса, проведённого французской консалтинговой фирмой РФ можно выделить 5 групп потребителей классифицированных по стилю жизни:
1) Ригористы — это строгие, жесткие люди, утверждающие, что современное общество больно. Потеря первоначальных ценностей, с трудом воспринимают все новое и стремятся к возврату старых ценностей жизни.
2) Материалисты — стремятся к благосостоянию. Считают материальное благополучие способом защиты себя и своей семьи в будущем и настоящем. Считают, что нужно покупать товары, которые обеспечат их благополучие.
3) Эгоцентристы — придерживаются мнения, что жизнь коротка и люди, полные силы, ищут удовольствия от жизни. Полагают, что общество обязано сделать для них все, но они не обязаны ему ничем.
4) Активисты — имеют активную жизненную позицию и считают, что нужно постоянно действовать и стремится к изменению общества. Среди этой группы много профсоюзных деятелей, политиков и предпринимателей.
5) Авантюристы — предполагают, что проблемы общества их не касаются, проповедуют свободный образ жизни. Данный сегмент потребителей склонен к рискованным сделкам.
Надо заметить, что группировка имеет ограниченное применение. Т.об. предприниматель может выбрать сегмент своей деятельности руководствуясь социологическими исследованиями консалтинговой фирмы.
Анализируя зарубежные теории покупательского поведения, а также практику работы реальных торговых предприятий можно представить модель покупательского поведения, состоящую из 3-х блоков, характеризующих изменение ряда переменных и постоянных признаков.
1) К первому блоку относятся входные переменные представляющие собой объективные стимулы к покупке товаров (полезность, качество, цена товара, доступность), а также их субъективную интерпретацию продавцов. Как показывает отечественная практика, основную роль в решении покупателей приобрести товар играет субъективная интерпретация продавцов.
2) Второй блок модели отражает основные психические процессы, происходящие в сознании потребителя (процесс восприятия и обработки информации, осознание потребности, интенсивность потребности, уровень восприимчивости к информации.
Благодаря знаниям о товаре и наличии критериев выбора у потребителей формируется мотивация к выбору товара. На мотивацию влияют:
- Установка потребителей и определение марки;
- Сдерживающие факторы (личностные факторы, социальная принадлежность, культурный уровень, финансовое положение потребителя, наличие свободного времени).
3) Третий блок модели характеризует выходные переменные.