Лекция по мотивационному менеджменту — 2.4. Понятие о мотивах деятельности

2.4. Понятие о мотивах деятельности

Для успешного руководства людьми менеджер должен хотя бы в общих чертах знать желания подчиненных, основные мотивы их по­ведения, взаимоотношения, рычаги воздействия и возможные резуль­таты. В литературе существует несколько значений понятия "мотив" (от лат. movere — приводить в движение, толкать):

• это преимущественно осознанные внутренние побуждения лич­ности к деятельности, связанные с удовлетворением опреде­ленных потребностей;

• совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих ак­тивность человека и определяющих ее направленность;

• осознаваемые причины выбора действий и поступков человека.

Мотивы и потребности

Мотивы возникают, развиваются и формируются на основе по­требностей, однако они относительно самостоятельны, так как по­требности точно не определяют совокупность мотивов, их силу и ус­тойчивость. При одной и той же потребности у разных людей могут возникать различные мотивы (например, естественная потребность в пище присуща всем, но люди покупают разные продукты).

Если потребности составляют сущность, "механизм" всех видов человеческой активности, то мотивы являются конкретными проявле­ниями этой сущности.

Потребность человека — это испытываемая им нужда в чем-либо, мотивы, т. е. его побуждения в связи с этой нуждой. Мотивы появля­ются почти одновременно с потребностями и проходят определен­ные стадии, аналогичные стадиям формирования потребностей.

Связь потребностей и мотивов проявляется также в том, что по­требности реализуются в поведении и деятельности посредством мотивов.

Мотив порождается определенной потребностью, являющейся ко­нечной причиной человеческих действий. Хотя мотив выражает готов­ность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в дей­ствие или в поведение. В этом случае происходит борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким взаимодействующим мотивам, образующим разветвлен­ную систему мотивации действий и поступков человека (например, потребность в учебе человек реализует в учебной деятельности, кото­рую выбирает под влиянием сформировавшихся мотивов). В процес­се возникновения и формирования они оказывают взаимное влияние. Развиваясь и укрепляясь, мотивы способствуют укреплению потреб­ности. В свою очередь, развитие потребностей способствует более эффективному формированию мотивации, возникновению и развитию новых мотивов.

Мотивы и направленность личности

Мотивы связаны также с направленностью личности, т. е., по суще­ству, с совокупностью ее важнейших жизненных целей. Однако на­правленность — понятие более широкое, чем мотив. Направленность влияет на возникновение мотивов, хотя и мотивы способствуют формированию направленности. Система устойчивых мотивов может свидетельствовать о сформировавшейся направленности. Если на­правленность выражает устремленность к цели, то мотивами опреде­ляется ее постановка (например, профессиональная направленность человека — стремление овладеть той или иной профессией — воз­никает под влиянием совокупности мотивов, связанных с популярно­стью, престижностью, доходностью этой профессии).

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необ­ходимо стремиться выяснить мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для него тот или иной поступок, предотвратить возникновение одних черт личности и поощрить раз­витие других.

Вы здесь: Главная Менеджмент Мотивационный менеджмент Лекция по мотивационному менеджменту