Лекция по мотивационному менеджменту — 1.5. Эволюция мотивационного менеджмента
- Лекция по мотивационному менеджменту
- 1.2. Связь мотивации с другими функциями управления
- 1.3. Классификация мотивации
- 1.4. Сложность управления мотивацией
- 1.5. Эволюция мотивационного менеджмента
- Тема 2. Мотивационный процесс
- 2.2. Потребности как основа мотивации
- 2.3. Классификация потребностей
- 2.4. Понятие о мотивах деятельности
- 2.5. Классификация мотивов
- 2.6. Мотивационная сфера личности
- 2.7. Стимулы, стимулирование
- 2.8. Классификация стимулов
- 2.9. Мотивационные характеристики личности
- Тема 3.Мотивационные теории
- 3.2. Содержательные теории мотивации
- 3.3. Процессуальные теории мотивации
- 3.4. Концепция партисипативного управления
- Тема 4. Методы мотивации в управлении
- 4.2. Неэкономические методы мотивации
- 4.3. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
- 4.4. Подкрепление, гашение и наказание как методы мотивации
- 4.5. Управление вознаграждением работников
- 4.6. Особенности мотивации организационного поведения женщин
- 4.7. Мотивация начинающих специалистов
- 4.8. Содержание работы и мотивация
- 4.9. Условия на рабочем месте и мотивация персонала
- Тема 5. Оплата труда и мотивация
- 5.2. Основные составляющие системы организации оплаты труда
- 5.3. Особенности оплаты труда менеджеров
- 5.4. Структура оплаты труда работника
- 5.5. Премирование, льготы и привилегии работников
- 5.6. Современные системы оплаты труда
- 5.7. Виды оплаты труда торговых агентов
- 5.8. Возмещение расходов торговых агентов
- 5.9. Организация выдачи заработной платы
- Тема 6. Мотивация коллективов
- 6.2. Мотивационный аспект взаимодействия человека и коллектива
- 6.3. Особенности мотивации коллективов
- 6.4. Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы
- 6.5. Мотивация коллектива при организации нововведений
1.5. Эволюция мотивационного менеджмента
Проблема мотивации людей к труду всегда была актуальной. Попытки найти способы повышения продуктивности работы людей посредством их мотивации предпринимались с древних времен. Еще около 2 тыс. лет до н. э. царь Вавилона Хаммурапи законодательно установил для некоторых подданных уровень заработной платы. А возможность стимулирования с помощью заработной платы работников спустя тысячу лет доказал правивший там же Навуходоносор II. За 400 лет до н. э. персидский царь Кир выдвигал идеи о необходимости исследования причин мотивации людей.
Как видим, руководители, в том числе высшие, осознанно или неосознанно пытались осуществлять функцию мотивации работников. В древние времена для этого служили наказания, а для избранных — награды.
Способы мотивации всегда были связаны с уровнем развития производства, общественными условиями, потребностями, культурой, традициями, религией.
Более интенсивное осмысление проблем мотивации работников началось в период зарождения капитализма. В 1776 г. представитель классической политэкономии А. Смит писал, что основными мотивами деятельности человека являются экономический интерес, стремление к максимальной экономической выгоде, естественное желание улучшить собственное положение.
Автором реформаторских идей в области мотивации работников был английский фабрикант Роберт Оуэн (1771-1858). На своей текстильной фабрике в г. Ленарке (Шотландия) он успешно решал проблемы производительности и мотивации деятельности за счет улучшения условий труда, разработки системы открытой и справедливой оценки работы, обеспечения приличного жилья для работников и их семей.
Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности внесли представители научной школы управления Ф. Тейлор, Ф. Гилбретт и Л. Гилбретт, Г. Эмерсон. Ф. Тейлор изучил особенности производственных процессов на нескольких предприятиях и пришел к выводу, что основной причиной низкой производительности труда работников является несовершенная система стимулирования работников. Ф. Тейлор предложил использовать систему материальных стимулов, основным из которых является вознаграждение, которое для того чтобы оказывать надлежащий эффект, должно следовать сразу за выполнением работы [45].
Для поддержания у работников состояния постоянного ожидания вознаграждения Ф. Тейлор использовал прогрессивную систему оплаты труда, в основе которой лежали определенные принципы: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Благодаря введению этой системы повысились производительность труда и как следствие — заработная плата, у рабочих появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с администрацией и т. п.
Но Ф. Тейлор не сводил вознаграждение только к денежным выплатам, а рассматривал его довольно широко, относя к вознаграждениям различные социальные уступки со стороны работодателей — организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и т. п. Все это считалось "средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих", которое вызывает у них "доброе чувство к хозяевам" [45].
Однако Ф. Тейлор рассматривал работников не как людей, личностей, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач. Он не смог понять, почему трудно заставить рабочего увеличить выработку, даже значительно повысив его заработок. Ф. Тейлор полагал, что повышение производительности одного работника ставит в положение отстающих других, которые также должны стремиться повысить производительность труда. Он не учитывал, что в результате такого повышения производительности расценки снизят и работники останутся с прежним заработком, но за более интенсивный труд. Естественно, коллектив не станет жаловать подобных передовиков, и работники предпочтут нормальные человеческие отношения высоким заработкам. Но Ф. Тейлор лишь усовершенствовал операции и внедрил систему материального стимулирования, в то время как решение проблемы лежало в области управления человеческими взаимоотношениями.
Для более успешного, эффективного управления мотивацией необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Начала формироваться "поведенческая школа", которая исследовала поведение человека в производственной среде и зависимость его мотивации от морально-психологического состояния. Считается, что начало этому направлению положил один из основателей поведенческой школы Э. Мейо, психолог-клиницист. В 1927—1932 гг. он с коллегами проводил на заводах компании "Вестерн Электрик" в Хоуторне эксперименты в целях определения возможностей повышения производительности труда работников.
Эксперименты показали, что мотивы трудового поведения людей определяются не только действующей на предприятии системой материального стимулирования, но и многими социально-психологическими факторами. Ученые стали придавать большое значение психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, проблемам групповых отношений, групповым нормам, коммуникационным барьерам, неформальным организациям, гуманизации взаимоотношений администрации и работников.
Дальнейшее формирование научных подходов к проблеме мотивации обогатилось рядом содержательных и процессных мотиваци-онных теорий, авторами которых являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клеланд, В. Врум и др. [33].
Современные взгляды на проблемы управления мотивацией связаны с теориями "обогащения труда", "гуманизации труда", "качества трудовой жизни", "участия работников".
Значительный вклад в создание и развитие теории мотивации внесли украинские ученые Н. Вольский, Г. Цехановецкий, Н. Туган-Бара-новский и др. [27].
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность и содержание мотивационного менеджмента.
2.Роль функции мотивации в повышении эффективности управления.
3. Связи функции мотивации с другими функциями управления.
4. Виды мотивации.
5. Различия между внутренней и внешней мотивацией.
6.Факторы, усложняющие процесс управления мотивацией подчиненных.
7. Вклад представителей школы научного управления в развитие мотива
ции работников.
8. Взгляды представителей различных школ менеджмента на мотивацию
персонала.
9. Вклад в развитие теории мотивационного менеджмента украинских уче
ных.