Лекция по мотивационному менеджменту — 5.7. Виды оплаты труда торговых агентов
- Лекция по мотивационному менеджменту
- 1.2. Связь мотивации с другими функциями управления
- 1.3. Классификация мотивации
- 1.4. Сложность управления мотивацией
- 1.5. Эволюция мотивационного менеджмента
- Тема 2. Мотивационный процесс
- 2.2. Потребности как основа мотивации
- 2.3. Классификация потребностей
- 2.4. Понятие о мотивах деятельности
- 2.5. Классификация мотивов
- 2.6. Мотивационная сфера личности
- 2.7. Стимулы, стимулирование
- 2.8. Классификация стимулов
- 2.9. Мотивационные характеристики личности
- Тема 3.Мотивационные теории
- 3.2. Содержательные теории мотивации
- 3.3. Процессуальные теории мотивации
- 3.4. Концепция партисипативного управления
- Тема 4. Методы мотивации в управлении
- 4.2. Неэкономические методы мотивации
- 4.3. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
- 4.4. Подкрепление, гашение и наказание как методы мотивации
- 4.5. Управление вознаграждением работников
- 4.6. Особенности мотивации организационного поведения женщин
- 4.7. Мотивация начинающих специалистов
- 4.8. Содержание работы и мотивация
- 4.9. Условия на рабочем месте и мотивация персонала
- Тема 5. Оплата труда и мотивация
- 5.2. Основные составляющие системы организации оплаты труда
- 5.3. Особенности оплаты труда менеджеров
- 5.4. Структура оплаты труда работника
- 5.5. Премирование, льготы и привилегии работников
- 5.6. Современные системы оплаты труда
- 5.7. Виды оплаты труда торговых агентов
- 5.8. Возмещение расходов торговых агентов
- 5.9. Организация выдачи заработной платы
- Тема 6. Мотивация коллективов
- 6.2. Мотивационный аспект взаимодействия человека и коллектива
- 6.3. Особенности мотивации коллективов
- 6.4. Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы
- 6.5. Мотивация коллектива при организации нововведений
5.7. Виды оплаты труда торговых агентов
Существуют три основных вида оплаты труда торговых агентов: система комиссионных, система оклада и смешанная система оплаты (оклад и комиссионные).
Система комиссионных выплат
При этой системе сотрудник получает денежное вознаграждение, размер которого зависит от результатов его труда (объема продаж или полученной прибыли). Такая система обычно применяется в торговле без посредников, при продаже мебели в розницу, торговле недвижимостью, в страховом бизнесе, торговле ценными бумагами и т. д.
Система комиссионных выплат разрабатывается в таком порядке.
1. Устанавливается базовая единица, служащая основой для выплаты комиссионных. Ею может быть единица проданной продукции, объем продаж в денежном выражении или валовая прибыль.
2. Определяется ставка комиссионных выплат, которая выражается в процентах от валовой прибыли или выручки от продаж.
Ставки комиссионных выплат могут быть трех видов:
• прогрессивные, увеличивающиеся по мере увеличения объема продаж (применяется для оплаты труда наиболее результативных работников);
• фиксированные на определенном уровне;
• регрессивные, при которых процент комиссионных снижается с увеличением объема продаж.
Например, за продажу 2000 единиц продукции регрессивная ставка составляет 5 % общей суммы, 2000-3000 — 4 %, более 3000 — 3 %.
Регрессивные ставки используются тогда, когда велика вероятность случайных удач торговых агентов (случайных продаж) без особых усилий с их стороны.
3. Устанавливается, при каком условии следует начать выплату
комиссионных (например, в случае превышения какого-либо уровня
продаж).
4. Определяется время выплаты комиссионных:
• сразу после получения заказа;
• после отгрузки товара;
• после получения платежа.
Комиссионные лучше выплачивать только после отгрузки заказанного товара. В этом случае торговые агенты, добившись от клиента заказа на товар, будут следить и за отгрузкой товара, чтобы гарантировать получение своих комиссионных. Часть комиссионных можно выплачивать и в виде аванса (потом его вычитают из выплаченных комиссионных).
Преимущества оплаты труда в виде комиссионных:
• доход торгового агента прямо зависит от производительности его труда;
• заработки торгового агента могут быть неограниченно высоки (наиболее преуспевающие торговые агенты в США зарабатывают за год до 1,5 млн дол.);
• торговому агенту легко сопоставить результаты своего труда и заработки;
• компания несет расходы (в виде выплаты комиссионных) только после реализации продукции;
• торговый агент имеет максимум свободы и стимулы для результативной работы.
Недостатки системы комиссионных выплат:
• торговый агент не испытывает чувства преданности фирме (он считает, что зарабатывает самостоятельно);
• торговые агенты зачастую не уверены и обеспокоены будущими доходами;
• когда дела фирмы идут не очень хорошо, увеличивается текучесть кадров;
• торговые агенты занимаются исключительно продажей товаров;
• часто торговые агенты стараются продать больше товара, чем нужно потребителям {из-за этого у потребителей образуются большие товарные запасы, что вызывает их недовольство);
• торговые агенты возражают против любых изменений в их зонах обслуживания.
Система оклада
При такой системе торговый агент получает определенную денежную сумму через определенные промежутки времени (раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц и т. д.). Система оклада применяется потому, что многим торговым агентам не нравится работать в условиях неопределенности и значительных колебаний в уровне доходов. Особенно это важно для фирм, которые работают неровно, в условиях значительных колебаний на рынке сбыта, где продажи носят периодический или сезонный характер.
Оплата в виде оклада применяется в таких случаях:
• когда торговые агенты неопытны и не могут за счет комиссионных обеспечить себе нормальный уровень жизни;
• когда продается очень дорогая продукция, поэтому необходимы длительные переговоры перед продажей;
• при продаже технической продукции, осуществляемой командой в составе специалиста по маркетингу, инженера-технолога и представителя высшего уровня управления. Каждый из них вносит определенный вклад в достижение конечного результата — продажу, и нельзя ставить успех сделки в заслугу толь
ко торговому агенту;
• если на успех реализации товара существенно повлияли реклама, почтовые обращения, стимулирование сбыта;
• когда торговый персонал занимается деятельностью, не связанной непосредственно со сбытом: обслуживанием покупателей; размещением товаров на витринах магазинов; формированием ассортимента товаров.
Преимущества системы оклада:
• повышает надежность положения торговых агентов;
• позволяет контролировать деятельность по сбыту;
• позволяет торговым агентам легко перемещаться в различные зоны обслуживания.
Недостатки системы окладов:
• не предоставляет финансовых стимулов для повышения производительности труда в сфере сбыта;
• способствует несправедливому распределению доходов, уравниловке в оплате (лучшие торговые агенты получают такую же заработную плату, как и худшие);
• порождает высокую текучесть кадров среди высококвалифицированных специалистов по продажам.
Смешанная система оплаты труда
При этой системе сотрудник получает некоторую фиксированную сумму и дополнительные выплаты в виде комиссионных или премий, прямо зависящие от его производительности труда. Фиксированная часть (оклад) обеспечивает надежность положения торговых агентов, а комиссионные или премии мотивируют их к увеличению объемов продаж.
Соотношение оклада и комиссионных (премий) зависит от отрасли, в которой работает фирма, остроты конкуренции и характера задач сбыта. Удачным считается соотношение 70—80 % (оклада) к 20—30 % (комиссионных).
Применяют несколько вариантов смешанной оплаты труда:
• оклад и комиссионные выплаты;
• оклад и премиальные выплаты (премии выплачиваются за вы
полнение конкретных заданий);
• оклад, комиссионные и премиальные.