Лекция по мотивационному менеджменту — 4.3. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
- Лекция по мотивационному менеджменту
- 1.2. Связь мотивации с другими функциями управления
- 1.3. Классификация мотивации
- 1.4. Сложность управления мотивацией
- 1.5. Эволюция мотивационного менеджмента
- Тема 2. Мотивационный процесс
- 2.2. Потребности как основа мотивации
- 2.3. Классификация потребностей
- 2.4. Понятие о мотивах деятельности
- 2.5. Классификация мотивов
- 2.6. Мотивационная сфера личности
- 2.7. Стимулы, стимулирование
- 2.8. Классификация стимулов
- 2.9. Мотивационные характеристики личности
- Тема 3.Мотивационные теории
- 3.2. Содержательные теории мотивации
- 3.3. Процессуальные теории мотивации
- 3.4. Концепция партисипативного управления
- Тема 4. Методы мотивации в управлении
- 4.2. Неэкономические методы мотивации
- 4.3. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
- 4.4. Подкрепление, гашение и наказание как методы мотивации
- 4.5. Управление вознаграждением работников
- 4.6. Особенности мотивации организационного поведения женщин
- 4.7. Мотивация начинающих специалистов
- 4.8. Содержание работы и мотивация
- 4.9. Условия на рабочем месте и мотивация персонала
- Тема 5. Оплата труда и мотивация
- 5.2. Основные составляющие системы организации оплаты труда
- 5.3. Особенности оплаты труда менеджеров
- 5.4. Структура оплаты труда работника
- 5.5. Премирование, льготы и привилегии работников
- 5.6. Современные системы оплаты труда
- 5.7. Виды оплаты труда торговых агентов
- 5.8. Возмещение расходов торговых агентов
- 5.9. Организация выдачи заработной платы
- Тема 6. Мотивация коллективов
- 6.2. Мотивационный аспект взаимодействия человека и коллектива
- 6.3. Особенности мотивации коллективов
- 6.4. Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы
- 6.5. Мотивация коллектива при организации нововведений
4.3. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
Руководитель должен тщательно наблюдать за подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Так как со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективна все время.
Приведем основные методы, с помощью которых менеджеры могут удовлетворить потребности подчиненных во время трудового процесса.
Физиологические потребности:
• предоставлять работникам невысокую оплату труда, обеспечивающую выживание;
• предлагать людям хорошие условия работы с точки зрения освещенности, уровня шума, температуры и т. п.
Потребности в безопасности и защищенности:
• создать ясную и надежную систему социального страхования;
• применять четкие и справедливые правила регулирования деятельности работников;
• оплачивать труд выше прожиточного минимума;
• не привлекать подчиненных к принятию рискованных решений и совершению рискованных действий;
• обеспечивать гарантии стабильной работы, медицинского обслуживания, получения пенсий;
• обеспечивать возможности обучения и образования для создания стабильности в работе.
Потребности в причастности и принадлежности:
• использовать элементы фирменного стиля и корпоративной культуры (униформа, знамя, гимн фирмы, ритуалы, традиции, обряды);
• предоставлять сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться;
• создавать на рабочих местах дух единого коллектива, команды;
• конструктивно работать с возникшими неформальными группами, не препятствовать их существованию, если они не наносят организации ущерба;
• создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок;
• периодически напоминать сотрудникам, особенно занимающим невысокие должности, что руководство и коллеги их ценят.
Потребности в уважении и признании:
• предлагать подчиненным более содержательную, интересную, ответственную работу;
• относиться к сотрудникам и подчиненным с уважением;
• высоко оценивать проявленную инициативу, творческое отношение к делу, использовать различные формы выражения признания заслуг подчиненных;
• привлекать подчиненных к формулированию целей организации и выработке решений, прислушиваться к их мнению;
• делегировать подчиненным дополнительные задачи и полномочия;
• способствовать продвижению подчиненных по служебной лестнице, обеспечивать возможности обучения и переподготовки, которые повышают уровень их профессионализма;
• обеспечивать достойные, комфортные условия на работе, адекватную оплату труда, внешние символы служебного статуса (названия должностей, титулы, звания).
Потребности подчиненных в самовыражении:
• обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;
• поручать подчиненным сложную и важную работу, требующую
от них полной отдачи, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач;
поощрять и развивать у подчиненных творческие способности, привлекать их к работе, требующей изобретательности и созидательности;
привлекать подчиненных к общественной деятельности в организации.