Лекция по мотивационному менеджменту — 2.2. Потребности как основа мотивации

2.2. Потребности как основа мотивации

Потребности являются источником активности личности. Именно они побуждают человека действовать определенным образом и в оп­ределенном направлении.

Существует несколько определений понятия "потребность":

• это нужда в чем-то объективно необходимом для поддержа­ния жизнедеятельности и развития организма, личности и соци­альной группы;

• направленность на осуществление определенных действий для поддержания жизнедеятельности; глубинные неосознанные ус­тановки человека на самосохранение и обеспечение собствен­ной биологической и социальной целостности;

• основные решающие силы активности индивида во взаимодей­ствии с окружающим миром;

• состояние индивида, вызванное испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и являющихся источником его активности.

Человек испытывает потребность тогда, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо. Потребности невоз­можно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существо­вании можно судить лишь по поведению людей. Они являются мо­тивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности.

Побуждение это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим прояв­лением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворен­ной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Такой тип поведения показан на рис. 2.2.

clip_image006

Рис. 2.2. Модель мотивации поведения через потребности

Степень удовлетворения поставленной цели влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах. Люди стремятся повторить по­ведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребно­сти, и избегать поведения, которое ассоциируется у них с недостаточ­ным удовлетворением.

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, при которых бы люди ощущали, что могут удовлетворить потребнос­ти с помощью поведения, приводящего к достижению целей органи­зации.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность, они являются источником активности личности. Субъективно осознавая цель как потребность, че­ловек убеждается, что удовлетворить последнюю можно лишь по­средством достижения цели.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, по­буждающих человека к деятельности.

Мотив — преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетво­рение потребностей.

Влечение — преходящее психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека.

Желание — отражающая потребность мысль о возможности об­ладать чем-либо или осуществить что-либо. Желание как мотив де­ятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и воз­можные пути удовлетворения.

Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение человека, определяют направленность его мышления, чувств и воли. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые по­рождают и новые потребности.

Не только мышление, но и воля активизируется потребностями. Благодаря волевому усилию, целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности и препятствия, появляющи­еся на пути удовлетворения потребностей.

Потребности могут быть основными причинами определенных психических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, чело­век переживает состояние напряжения или спокойствия, радость или горе, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности.

Важная характеристика потребностей человека состоит также в том, что любая из них приобретает конкретное содержание в зависи­мости от условий и способов ее удовлетворения. Внутреннее состо­яние потребности организма в чем-то сигнализирует лишь о необхо­димости изменить это состояние, т. е. удовлетворить организм. Что же касается конкретной потребности, то она формируется под воз­действием внешних условий, т. е. факторов, которые обусловливают необходимость изменить состояние организма. Поскольку потребно­сти человека характеризуются предметным содержанием, определяе­мым условиями жизни, то любая потребность является прежде всего особой формой отражения условий жизни: экономического состоя­ния, воспитания личности, традиций и т. п.

В поведении человека та или иная потребность может проявляться ситуативно, т. е. только в конкретный момент, не отражая тем самым какую-то устойчивую структуру потребностей. Например, поведе­ние выпускника школы, испытывающего потребность в информации о высших учебных заведениях, характеризуется резким повышением активности в общении с теми, кто может дать ему такую информа­цию. После того как эта информация получена, т. е. потребность удовлетворена, активность в подобных контактах снижается.

Таким образом, как система потребностей, так и ситуативные по­требности, становясь источником активности личности, регулируют по­ведение человека. Обладая некоторой устойчивостью, стабильностью, система потребностей человека одновременно пластична: она может меняться под воздействием социальных условий или целенаправлен­ного воздействия — воспитания.

Вы здесь: Главная Менеджмент Мотивационный менеджмент Лекция по мотивационному менеджменту