Лекция по мотивационному менеджменту — 4.7. Мотивация начинающих специалистов
- Лекция по мотивационному менеджменту
- 1.2. Связь мотивации с другими функциями управления
- 1.3. Классификация мотивации
- 1.4. Сложность управления мотивацией
- 1.5. Эволюция мотивационного менеджмента
- Тема 2. Мотивационный процесс
- 2.2. Потребности как основа мотивации
- 2.3. Классификация потребностей
- 2.4. Понятие о мотивах деятельности
- 2.5. Классификация мотивов
- 2.6. Мотивационная сфера личности
- 2.7. Стимулы, стимулирование
- 2.8. Классификация стимулов
- 2.9. Мотивационные характеристики личности
- Тема 3.Мотивационные теории
- 3.2. Содержательные теории мотивации
- 3.3. Процессуальные теории мотивации
- 3.4. Концепция партисипативного управления
- Тема 4. Методы мотивации в управлении
- 4.2. Неэкономические методы мотивации
- 4.3. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
- 4.4. Подкрепление, гашение и наказание как методы мотивации
- 4.5. Управление вознаграждением работников
- 4.6. Особенности мотивации организационного поведения женщин
- 4.7. Мотивация начинающих специалистов
- 4.8. Содержание работы и мотивация
- 4.9. Условия на рабочем месте и мотивация персонала
- Тема 5. Оплата труда и мотивация
- 5.2. Основные составляющие системы организации оплаты труда
- 5.3. Особенности оплаты труда менеджеров
- 5.4. Структура оплаты труда работника
- 5.5. Премирование, льготы и привилегии работников
- 5.6. Современные системы оплаты труда
- 5.7. Виды оплаты труда торговых агентов
- 5.8. Возмещение расходов торговых агентов
- 5.9. Организация выдачи заработной платы
- Тема 6. Мотивация коллективов
- 6.2. Мотивационный аспект взаимодействия человека и коллектива
- 6.3. Особенности мотивации коллективов
- 6.4. Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы
- 6.5. Мотивация коллектива при организации нововведений
4.7. Мотивация начинающих специалистов
Мотивация начинающих работников в значительной степени зависит от их успешной адаптации в новой организации, усвоения и принятия ими характерных для организации системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов.
Поэтому первой ступенью задействования начинающего специалиста является его Введение в должность, цель которого — ускорить освоение новичком работы, сократить период его адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими. Такие процедуры позволяют человеку ощутить, что его ждали, к его приходу готовились. Они позволяют также избежать на первых порах многих ошибок, вызванных слабым знанием организации и ее особенностей, уменьшить психологическую боязнь провала и тем самым снизить вероятность разочарования и досрочного ухода, сформировать позитивное отношение к новым обязанностям и окружению.
Введение в должность новых сотрудников проводят с помощью специального курса ориентации; общей — информирование об организации в целом и специальной — информирование о подразделениях.
Общую ориентацию обычно проводят сотрудники кадровой службы, которые знакомят новичков с организацией, ее политикой, условиями труда, правилами, основными требованиями к работе. При этом в зарубежных фирмах новичкам сообщают такие сведения:
• об организации в целом — виды деятельности, структура, руководство, продукция, потребители, традиции, приоритеты, проблемы, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения;
• об оплате труда — нормы и способы оплаты, оплаты за работув выходные дни и сверхурочную, условия премирования и пр.;
• о режиме труда и отдыха — порядок предоставления отпусков и отгулов;
• о дополнительных льготах — страхование, выходные пособия, возможности обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;
• об охране труда и технике безопасности — риск и опасность, связанные с выполнением работы, меры предосторожности, места оказания медицинской помощи, оздоровительные и спортивные центры, возможности занятия физической культурой, поведение при несчастных случаях и способы оповещения о них,
требования к здоровью и запреты, связанные с его охраной (например, курение);
• о вопросах, связанных с управлением персоналом — условия назначения на должность, перемещения, увольнения, испытательный срок, права и обязанности, отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами, оценка работы, дисциплина, поощрения и взыскания;
• об отношениях с профсоюзами;
• о решении бытовых проблем — комнаты отдыха, условия парковки машин и пр.;
• об экономическом положении организации — стоимость оборудования, прибыль, убытки от прогулов, опозданий и несчастных случаев.
Специальную ориентацию нового сотрудника осуществляет руководитель подразделения; к ней относится доведение до его сведения такой информации и осуществление таких действий:
• цели, технологии и особенности работы подразделения;
• внутренние и внешние отношения и связи;
• персональные обязанности и ответственность; предписания, касающиеся выполнения работы; ожидаемые результаты, нормативы оценки; продолжительность и распорядок рабочего дня, сверхурочные работы, замены;
• конкретные вопросы: где и что взять, у кого просить помощи;
• правила поведения при пожарах и авариях; правила техники безопасности и гигиены; организация отдыха, перерывов, приема пищи; порядок личных телефонных разговоров;
• осмотр подразделения, комнат отдыха, душевых, мест для курения, различных специальных служб;
• знакомство с новыми коллегами.
При индивидуальном введении в должность непосредственный руководитель поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно перечисляет требования (в том числе и неписаные), сообщает о трудностях, которые могут возникнуть, и о наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах (особенно тех, у кого трудный характер, а также тех, на кого всегда можно положиться, у кого можно просить совета).
Каждый начинающий сотрудник должен знать общие правила, требования к работе, стандарты ее выполнения, процедуры подачи жалоб; действия в случае опоздания или болезни, при необходимости взять отгул, отпроситься; как принято одеваться, какое поведение считается неприемлемым и т. д.
Руководитель контролирует первые шаги нового сотрудника, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации.
Для эффективной мотивации нового сотрудника нужно обеспечить успешное прохождение им процесса профессиональной, психофизиологической и социально-психологической адаптации.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений (для начала в стандартных ситуациях). Начинается адаптация с того, что после выяснения опыта, знаний и характера
новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических качеств личности.
Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха не представляет особой сложности. Она происходит достаточно быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики этих условий. Тем не менее большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за отсутствия такой адаптации.
Социально-психологическая адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, к экономическим реалиям может быть связана с большими трудностями. Человек может пережить разочарование из-за обманутых ожиданий быстрого успеха, обусловленных недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.
На мотивацию начинающих сотрудников влияет также адаптация работы к человеку. Она предполагает организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики, гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени, распределение трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей работников, индивидуализацию системы стимулирования.
Большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются не справиться с новой должностью, обнаружить недостаток опыта и знаний, показать некомпетентность, не найти общего языка с руководителем и коллегами и их расположения, не быть воспринятым в целом и в итоге потерять работу или перспективы продвижения.
Если человек сильно мотивирован на членство в организации, он старается преодолеть трудности вхождения и адаптироваться к организационному окружению. Если мотивация вхождения не очень высокая, то он может прекратить процесс обучения и адаптации и уволиться из организации.
Для того чтобы удержать входящего в организацию полезного ей нового сотрудника, существуют различные приемы: меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за пределы заработной платы; обещания продвижения по службе или предоставления интересных мест работы; предоставление за счет организации возможностей обучения и развития, жилья на льготных условиях и др.
При вхождении человека в организацию к отрицательным результатам может привести недогрузка на работе, постановка упрощенных задач и легких заданий. К негативным последствиям может привести также постановка очень сложных задач и перегрузка. Желательно, чтобы на начальном этапе вхождения человека в организацию его нагрузка была оптимальной.
Благоприятным с точки зрения повышения заинтересованности в работе в организации является создание таких ситуаций и постановка таких задач, которые новый сотрудник может решить самостоятельно, в них должны содержаться элементы вызова и необычности, а также возможности решения их новыми для начинающего методами. В этом случае у нового работника проявляется повышенный интерес к организации, удовлетворение от получения новых результатов.
К сильным средствам, способствующим мотивации новых сотрудников и успешной их адаптации, относятся беседы с руководством, разъяснения и рекомендации. Такие встр.ечи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение потерянности и ненужности, резко повышают чувство принадлежности к деятельности организации.
С усилением мотивации нового сотрудника связано воспитание у него чувства ответственности за деятельность организации и обязательств по отношению к ней. Эффективным способом воспитания нового сотрудника являются заметные вложения средств в него и затраты времени на начальном этапе. В этом случае новый сотрудник начинает ощущать, что организация много вкладывает в него, и он должен ей платить тем же. Появляются чувства долга и вины перед организацией, если он недостаточно ответственно и результативно подходит к своей деятельности. Осуществляя подобное воспитание нового работника, руководители должны подчеркивать, что ожидают от него добросовестной и напряженной работы и лояльности относительно организации.
Мотивацию новых сотрудников достаточно заметно усиливает привлечение их к принятию решений, обсуждению проблем совместно с коллегами и руководством: у начинающих работников реализуется потребность в причастности, принадлежности.