Лекция по мотивационному менеджменту — 3.4. Концепция партисипативного управления
- Лекция по мотивационному менеджменту
- 1.2. Связь мотивации с другими функциями управления
- 1.3. Классификация мотивации
- 1.4. Сложность управления мотивацией
- 1.5. Эволюция мотивационного менеджмента
- Тема 2. Мотивационный процесс
- 2.2. Потребности как основа мотивации
- 2.3. Классификация потребностей
- 2.4. Понятие о мотивах деятельности
- 2.5. Классификация мотивов
- 2.6. Мотивационная сфера личности
- 2.7. Стимулы, стимулирование
- 2.8. Классификация стимулов
- 2.9. Мотивационные характеристики личности
- Тема 3.Мотивационные теории
- 3.2. Содержательные теории мотивации
- 3.3. Процессуальные теории мотивации
- 3.4. Концепция партисипативного управления
- Тема 4. Методы мотивации в управлении
- 4.2. Неэкономические методы мотивации
- 4.3. Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
- 4.4. Подкрепление, гашение и наказание как методы мотивации
- 4.5. Управление вознаграждением работников
- 4.6. Особенности мотивации организационного поведения женщин
- 4.7. Мотивация начинающих специалистов
- 4.8. Содержание работы и мотивация
- 4.9. Условия на рабочем месте и мотивация персонала
- Тема 5. Оплата труда и мотивация
- 5.2. Основные составляющие системы организации оплаты труда
- 5.3. Особенности оплаты труда менеджеров
- 5.4. Структура оплаты труда работника
- 5.5. Премирование, льготы и привилегии работников
- 5.6. Современные системы оплаты труда
- 5.7. Виды оплаты труда торговых агентов
- 5.8. Возмещение расходов торговых агентов
- 5.9. Организация выдачи заработной платы
- Тема 6. Мотивация коллективов
- 6.2. Мотивационный аспект взаимодействия человека и коллектива
- 6.3. Особенности мотивации коллективов
- 6.4. Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы
- 6.5. Мотивация коллектива при организации нововведений
3.4. Концепция партисипативного управления
Концепция партисипативного управления (от англ, participant — участник) предполагает привлечение работников к управлению организацией. Она базируется на предпосылке, что если работник заинтересованно участвует во внутрифирменной деятельности и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно.
Различают три степени участия: выдвижение предложений, выработка альтернативы, выбор окончательного решения.
Выдвижение предложений не требует внесения значительных изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем.
Выработка альтернативы предполагает создание в организации временных или постоянных комитетов и комиссий, которым поручается выполнять эту работу. Примерами таких образований являются конфликтные комиссии на отечественных предприятиях, комитеты по набору кадров в рабочие группы на американских фирмах, кружки качества в японских организациях.
Выбор окончательного решения предполагает, что участие в управлении организуется в форме работы специальных советов: научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Решения таких советов могут быть обязательны для руководителей организаций, при которых создаются. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого уровня иерархии в организации.
Советы могут выполнять следующие функции:
• нести ответственность за координацию деятельности подразделений, подчиненных руководителю, к которому относится этот совет;
• отвечать за интеграцию деятельности подразделений, представленных в нем, с деятельностью вышестоящих уровней управления;
• определять политику (правила и процедуры) подчиненных им подразделений, совместимую с двумя другими уровнями.
Партисипативное управление позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей, работающих в группах, на основе разнообразных форм самоуправления трудовых коллективов. Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что влияет на производительность труда и качество. Открывая работнику доступ к принятию решений по вопросам его деятельности в организации, партисипативное управление, во-первых, мотивирует его к лучшему выполнению своей работы, а во-вторых — способствует большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации. Таким образом, благодаря партисипативному управлению полнее задействуется потенциал человеческих ресурсов организации.
Партисипативное управление можно успешно использовать на передовых предприятиях, где имеются традиции и высока доля творческих, трудолюбивых, исполнительных работников, работающих в русле теории "Y" и где можно говорить о логической связи между самоуправлением и мотивацией работника.
На предприятиях-банкротах, где велика доля отсталых работников, нарушающих трудовую дисциплину, работающих с браком и малопроизводительно, постоянно ищущих возможность вынести с предприятия все, что плохо лежит, применение концепции партисипативно-го управления приведет к краху. В этом случае предпочтительнее использовать теорию "X".
Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям:
• работники получают право самостоятельно принимать решения относительно того, как им осуществлять трудовую деятельность по выполнению планового задания (например, внедрить гибкий график работы или использовать определенную техно
логию решения задач);
• непосредственный руководитель привлекает их к принятию групповых решений по вопросам производства (относительно проектов плановых заданий, использования ресурсов, форм оплаты труда и т. д.);
• работникам предоставляется право операционного контроля качества продукции, устанавливается личная или групповая ответственность за конечный результат (личное клеймо качества, бригадный контроль качества, сдача продукции с первого предъявления и др.);
• работники принимают личное и групповое участие в инновационной, изобретательской и рационализаторской деятельности с различными способами вознаграждения за внедрение инноваций;
• производственные и функциональные подразделения (участки, бригады, службы, отделы) создаются с учетом пожеланий работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения.
На практике все эти направления партисипативного управления используются в определенной комбинации, так как они очень тесно взаимосвязаны и хорошо дополняют друг друга.
В Украине применение партисипативного управления станет возможным только с повышением уровня общей культуры и морали работников, а также исчерпанием резервов чисто авторитарного стиля управления.
Вопросы для самоконтроля
1. Различия первоначальных, содержательных и процессуальных теорий
мотивации.
2. Содержание теорий "X" и "Y" Д. Мак-Грегора. Чьи взгляды на мотива
цию работников они раскрывают?
3. Особенности мотивации подчиненных с точки зрения теории "Z" У. Оучи.
4. Содержательные мотивационные теории. Какие стороны мотивации под
чиненных они раскрывают?
5. Основные идеи теории иерархии потребностей А. Маслоу,
6.Особенности теории существования, связи и роста К. Альдерфера.
7. Потребности работников в соответствии с теорией Д. Мак-Клелланда.
8. Практические выводы по мотивации подчиненных согласно двухфактор-
ной теории Ф. Герцберга.
9. Процессуальные мотивационные теории. Их особенности.
10.Применение положений теории ожиданий В. Врума для практической
мотивации подчиненных.
11.Теория равенства (справедливости) С. Адамса о мотивации работников.
12.Содержание теории постановки целей.
13.Использовании модели Л. Портера — Э. Лоулера для мотивации персо
нала.
14.Концепция партисипативного управления.