Лекция по мотивационному менеджменту — 4.9. Условия на рабочем месте и мотивация персонала

4.9. Условия на рабочем месте и мотивация персонала

На рабочем месте человек проводит треть своей сознательной жизни. От организации условий труда зависят здоровье, работоспо­собность и производительность труда работников.

Рабочее место — это оснащенная техническими средствами пространственная зона, в которой работники совершают трудовую де­ятельность.

Организация рабочего места — это совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.

Условия труда на рабочем месте — это совокупность эле­ментов производственной среды, влияющих на здоровье и работос­пособность человека. Благоприятные условия труда способствуют профессиональному росту, творчеству работников, повышению произ­водительности труда, а неблагоприятные вызывают перенапряжение, переутомление, профессиональные заболевания и несчастные случаи, снижают качество и результативность деятельности организации, приводят к увеличению затрат, а следовательно, к экономическим потерям.

К условиям на рабочем месте предъявляются определенные требования: информационные, экономические, физиологические, эргономические, технические, организационные, санитарно-гигиениче­ские и эстетические.

Информационные требования охватывают комплекс мероприя­тий по информационному обеспечению рабочего места:

• определение объемов и структуры информации, которая обра­батывается на рабочем месте, создается и передается на дру­гие рабочие места;

• проектирование информационных потоков, в систему которых входит рабочее место.

Информация должна быть достаточной для выполнения работни­ками их служебных обязанностей.

Экономические требования предполагают организацию рабоче­го места с минимальными затратами на его содержание, но доста­точными для нормального функционирования работника. Целесооб­разно также оценивать рабочее место по критерию оптимальности, т. е. эффективность деятельности работника должна превышать за­траты на содержание его рабочего места.

Физиологические требования связаны с различными нагрузками на организм работника, возникающими в процессе выполнения им физической или умственной работы и определяющими ее тяжесть. Согласно этим требованиям, нужно нормировать степень тяжести и монотонности работ. При работе, требующей большого внимания и напряжения, необходимы перерывы на 5 минут через каждые 45 ми­нут, а при постоянной сидячей работе — на 5—10 минут через каждые 2 часа. Нормы времени на отдых зависят от степени утомляемости работника при выполнении отдельных видов работ; они основывают­ся на специальных научных рекомендациях и выражаются в процен­тах к рабочему времени.

Эргономические требования связаны с созданием оптимальных условий труда, которые делают его высокопроизводительным и на­дежным, обеспечивают человеку необходимые удобства, сохраняют его трудоспособность, здоровье и силы. Все, что окружает работаю­щего человека, создавая ему определенную рабочую среду (мебель, помещение, оборудование, машины, механизмы и другие орудия тру­да), должно отвечать требованиям эргономики — науки о функцио­нальных возможностях человека в трудовых процессах — и быть максимально приспособленным к человеку, его физической, физио­логической и эстетической природе.

Технические требования предусматривают соблюдение норм не­обходимого пространства для выполнения определенной работы: т. е. площади, на которую устанавливают необходимую мебель и обо­рудование, места работы работника, а также площади проходов к сто­лу, оборудованию, другим рабочим местам.

Ориентиром для организации и планирования рабочих мест управ­ленческого персонала могут быть такие технические нормы:

• для руководителя предприятия — 25—55 м2;

• заместителя руководителя — 12—35 м2;

• руководителя большого структурного подразделения —
12-35 м2;

• руководителя отдела, его заместителя, главного специалиста —
8-24 м2;

• специалиста — 4—8 м2;

• старшего делопроизводителя — 5—7 м2;

• младшего делопроизводителя — 3—4 м2.

Организационные требования относятся к определению сферы

компетенции каждого работника на конкретном рабочем месте, его прав, обязанностей, подчиненности, вертикальных и горизонтальных связей с другими рабочими местами, формами и методами стимули­рования эффективного труда. Эти вопросы решаются с помощью разработки положений о структурных подразделениях аппарата управления и должностных инструкций работников.

К санитарно-гигиеническим требованиям относятся состояние воздуха в производственных помещениях, шум, вибрация оборудова­ния, освещенность рабочих мест и т. д. Их параметры нормируются на основании рекомендаций санитарных служб. Такими параметрами являются влажность, чистота, температура в производственных поме­щениях, освещенность рабочих мест, уровень вибрации, обеспечен­ность канализацией, отоплением, вентиляцией, водой, бытовыми поме­щениями, медпунктами.

Важным элементом условий труда является освещенность. Луч­ше всего, если свет падает сверху или с левой стороны (в светлом помещении допускается и с правой). Источник освещения не должен находиться в поле зрения работника. Он должен обеспечивать оди­наковую яркость освещения во всем помещении, поэтому нужно учи­тывать отражающие эффекты. Для защиты от прямых лучей и бликов необходимы светорассеивающие шторы и жалюзи, а поверхности стен и мебели должны минимально поглощать свет.

Шум на рабочем месте вредно воздействует на любую умствен­ную и физическую деятельность. Работники в условиях шума быст­рее устают, тратят на 20 % больше энергии и более раздражительны, чем в условиях тишины. Высокочастотный и беспорядочно меняю­щийся шум сильнее утомляет и раздражает, чем низкочастотный и периодически изменяющийся.

Музыка облегчает выполнение простых повторяющихся заданий и способствует организации трудового процесса, положительно влияет на общее психологическое состояние людей: снижает утомляемость, повышает настроение, улучшает взаимоотношения. Но на работников умственного труда, требующего сосредоточенности, музыка часто влияет отрицательно.

Температура воздуха также существенно влияет на работоспо­собность персонала. Оптимальной считается температура помещения 18—20 °С. При 25 °С быстрее наступает физическое утомление, при 30 °С ухудшается умственная деятельность, замедляется реакция, по­являются ошибки. Понижение температуры также отрицательно ска­зывается на работоспособности. При выполнении легких физических работ нормальной считается температура воздуха 17—22 °С, на тяже­лых работах — примерно на 4—5 °С ниже.

Оптимальную температуру и влажность воздуха поддерживают с помощью кондиционирования, которое, по мнению специалистов, повышает производительность труда на 15 %.

Эстетические требования относятся к внешнему оформлению рабочей среды (внешний вид помещений и средств труда, цветовая гамма, сочетание цветов в интерьере и т. п.).

На мотивацию сотрудников существенно влияет также окраска помещений: бодрит или ослабляет напряжение при однообразной работе, а также обеспечивает эстетическую привязку цветов к архи­тектурным формам. С помощью оптимальной окраски рабочего ме­ста повысить производительность труда можно на 20—25 %. Для этого надо знать, как различные цвета влияют на психику людей:

• оранжево-желтый создает бодрое, приподнятое настроение;

• зеленый — ровное и спокойное настроение;

• красный возбуждает;

• желтый, коричневый создают ощущение тепла;

• голубой, темно-синий, фиолетовый создают впечатление про­
хлады, но утомляют глаза;

• светлая окраска обеспечивает ощущение простора, чистоты, од­
нако требует ухода;

• темная окраска зрительно уменьшает помещение.

Поэтому при работе, требующей сосредоточения, связанной с по­вышенными физическими или умственными нагрузками, предпочти­тельнее светлые, успокаивающие тона: салатовый, бежевый, зеленый, голубой. При монотонной, однообразной работе желательны более

яркие, сочные, бодрящие цвета: желтый, желто-зеленый, оранжевый. Они стимулируют активность людей. Для комнат отдыха следует ис­пользовать цвета, располагающие человека к покою: зеленый, голубой, оттенки коричневого.

По возможности следует избегать резких контрастов в цвете, при­менять ограниченное количество цветов, так как многоцветность рас­сеивает внимание, а одноцветность утомляет работников.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация методов мотивации работников.

2.Авторитет менеджера как основа его мотивационного потенциала.

3. Различия экономических и неэкономических методов мотивации работ­
ников.

4. Виды вознаграждения и рекомендации по его применению для мотива­
ции работников.

5. Личностные и организационные источники власти, используемые мене­
джерами при мотивации персонала.

6.Методы удовлетворения первичных потребностей подчиненных, исполь­
зуемые в управлении.

7. Как руководство может способствовать удовлетворению потребностей
подчиненных в причастности и принадлежности?

8. Методы менеджеров, обеспечивающие удовлетворение потребностей
подчиненных в уважении и признании.

9. Как помочь подчиненным самовыразиться на работе?

10.Использование методов мотивации: подкрепление, гашение, наказание.

11.Особенности мотивации организационного поведения женщин.

12.Организация мотивации начинающих сотрудников.

13.Методы усиления мотивации работников при модели обогащения труда.

14.Влияние условий на рабочем месте на мотивацию персонала.

Вы здесь: Главная Менеджмент Мотивационный менеджмент Лекция по мотивационному менеджменту