Лекция по журналистике

Предпосылки основания периодического издания

Рынок периодических изданий в России продолжает расши­ряться. Значение СМИ в жизни нашего общества резко возросло, усилилось их влияние на процессы, происходящие во всех его областях. Редакционно-издательская деятельность стала выгодной. Медиабизнес стал выгод­ной формой вложения капитала. Информационный рынок начал давать крупную прибыль.

Правовые предпосылки

ФЗ РФ «О СМИ», 27 де­кабря 1991 г.

Все начинается с регистрации нового СМИ в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. или соответствующий тер­риториальный орган этого министерства.

Регистрация нового СМИ не требуется, если оно учреждается органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений, матери­алов, нормативных и иных актов; если тираж периодического пе­чатного издания составляет менее 1000 экземпляров, а также для теле- и радиопрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государствен­ного учреждения, учебного заведения или промышленного пред­приятия либо имеющим не более десяти абонентов. Сведе­ния: об учредителе (учредителях), название СМИ, язык на котором оно будет выступать, адрес редакции, форма периодического распространения продукции, предполага­емая территория ее распространения, примерная тематика и/или специализация, предполагаемая периодичность выпуска и макси­мальный объем СМИ, источники фи­нансирования, сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. + документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.

Регистрационный сбор взимается за выдачу свидетельства о регистрации (больше, меньше). Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю в регистрации или его отказе от регистрации.

Отказ в регистрации — Если заявитель (гражданин, объединение граждан, организация и др.) не обладает правом на учреждение СМИ, если сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности. если название, примерная тематика и/или специализация СМИ предоставляют возможность для злоупотребления свободой массовой информации — используются для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призыва к насильственному изменению конституционного строя, разжигания националь­ной, классовой, социальной розни, для пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости. И если регистрирующий орган ранее уже зарегистрировал другое СМИ с тем же названием и формой распространения.

Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, право на выпуск сохра­няется в течение одного года со дня выдачи свиде­тельства о регистрации. Повторная его регистрация не допускается.

При регистрации информационного агентства на него распро­страняется правовой режим СМИ, установленный законом. К учредителю аудиовизуального СМИ — лицензия на вещание.

Правовые отношения учредителя, издателя, редакции, владельца имущества. После регистрации СМИ возникают правовые отно­шения между его учредителем, издателем, редакцией и владель­цем имущества, заключающиеся в исполнении ими своих прав и обязанностей. Эти отношения регулируются Законом о средствах массовой информации. Их содержание и форму конкретизируют устав редакции и договорные документы.

Основы отношений всех учредителей с редакциями определя­ются законом. Но их формы могут иметь свои особенности. Многое тут зависит от статуса учредителя, от того, в какой роли он высту­пает. Учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора. Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания и его распространение. Он может быть собственником имущества редакции, владельцем издания. Но чаще он остается только учредителем и тогда не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и договором с редакцией (главным редактором). Тогда его права ограничиваются утверждением устава редак­ции, утверждением (или назначением) главного редактора и/или включением договора с редакцией СМИ (главным редактором). Такой договор определяет производственные, имущественные и Финансовые отношения между сторонами: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, возмещения убытков и т.п. Учредитель имеет также право обязать редакцию помещать бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.

Редакция СМИ осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйственным субъектом. Может выступать также как учредитель СМИ, издатель, распространитель, собственник своего имущества.

Редакцией руководит главный редактор, который представляет Ее в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, организациями, учреждениями, государственными органами и в суде.

устав. Его положения и структура зависят от особенностей самой редакции и ее издания, величины коллектива, обязанностей работников и т.д. В уставе опреде­лится взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, порядок его избрания или назначения, а также указывают основания и порядок Прекращения и приостановления деятельности СМИ, ликвидации и реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы, устава и др. Устав редакции принимается на общем собрании коллектив журналистов — штатных сотрудников редакции большинством го­лосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждает­ся учредителем.

До утверждения устава, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут опреде­ляться заменяющим устав договором между редакцией и учреди­телем.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направ­ляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (эфир) данного СМИ.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по журналистике