Лекция по журналистике
- Лекция по журналистике
- Закономерности формирования и развития информационного рынка
- Аспекты и структура информационного рынка
- Издательский рынок
- Технический рынок
- информационный рынок
- Рынок периодических изданий
- Рынок распространителей и покупателей
- Предпосылки основания периодического издания
- Экономические предпосылки
- Проблемы собственности в медиабизнесе
- Процесс концентрации СМИ
- Российский капитал на информационном рынке
- Иностранный капитал на информационном рынке
- Финансовая база издания
- Бюджет и баланс издания
- Доходная часть бюджета. Реализация тиража
- Структура тиража
- Коммерческая деятельность редакции
- Процесс сбыта издания
- Прибыль редакции
- Подписка
- Розница
Бюджет и баланс издания
Оформление и регулирование финансовой базы периодического издания производится с помощью бюджета. Это один из важнейших финансовых документов, определяющих и жестко регламентирующих форму образования и расходования средств, обеспечивающих функционирование редакции газеты, журнала или телерадиокомпании. Он разрабатывается обычно на год и фиксирует планируемые суммы расходов и доходов, а также их цели и источники по всем входящим в него статьям. Бюджет редакции раскрывает ее финансовые взаимоотношения с федеральным и местным бюджетам. Обычно формированием бюджета занимается финансовый менеджер или генеральный менеджер редакции.
На основе бюджета редакции разрабатывают баланс расходов и доходов- второй ее важнейший финансово-экономический документ.
Третьим финансово-экономическим документом редакции является ее бизнес-план.
Структура бюджета и баланса. Состоит из двух частей: расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу издания. Доходы превышают расходы — прибыль. Наоборот- дефицит. Доходы равны расходам — самоокупаемое и может выходить неопределенно долгое время.
2, Расходная часть бюджетавключает статьи, обеспечивающие функционирование редакции, выпуск газеты или журнала и их распространение.
Общередакционные расходы: выплаты по фонду оплаты труда, фонду материального поощрения, фонду социального развития + оплата командировочных, почтовых, представительских расходов, телефонов, факсов, пользования Интернетом + бюджет маркетинга, в т.ч. стоимость рекламы издания + транспортные расходы.
Часть общередакционных расходов — отчисления учредителям и издательству, с которым связана редакция. оплата аренды помещений и использования мебели и технических средств. Если же здания или помещения редакции, их меблировка и оснащение — собственность редакции, то она оплачивает амортизационные расходы. Отдельную статью — оплата материалов, необходимых для деятельности редакции — от приобретения бумаги и новых технических средств до так называемых расходных материалов.
Постоянные статьи общередакционных расходов — отчисления в федеральный бюджет: уплата налогов, выплаты по соцстраху, отчисление налога на прибыль. расходы на страхование жизни журналистов, на реализацию проектов, связанных с издательской и коммерческой деятельностью редакции. отчисления в фонд развития самого издания.
Значительную долю расходов по фонду оплаты труда составляет зарплата штатных собственных корреспондентов газеты. К ней присоединяется стоимость их жилья, почтовых услуг и использования технических средств связи — персональных компьютеров, факсов и других, оплата транспортных расходов.
Фонд материального поощрения - премии в форме дополнительного оклада, оплаты санаторной или туристской путевки и т.п. Часто называют редакторским фондом. Фонд социального развития- усилить социальную защиту журналистов и других сотрудников редакции в условиях экономического кризиса в стране (проезд на городском транспорте из дома на работу и обратно, выплата «лечебных» во время болезни и «отпускных» — в форме дополнительного оклада или какой-либо другой суммы в связи с его уходом в очередной отпуск, для оплаты медицинского обслуживания работников редакции в поликлинике или больнице, с которой заключают соответствующий договор). Страхование жизнижурналистов. Обеспечение повседневной деятельности редакции — командировочныерасходы. Почтовые расходы, оплата телефонов и других технических средств связи.Несмотря на сокращение переписки редакции с читателями, величина почтовых расходов не сокращается. Журналисты стремятся получить нужную им информацию с помощью телефона и переписки с интересующими их лицами. Оплата маркетинга. К ней отдельной строкой примыкают представительские расходы.Их выделение обусловлено необходимостью расширения и укрепления связей редакции с се активом — потенциальными авторами, гостями газеты и др.
Крупная доля расходной части — аренда. Редакция- собственник своих помещений. В этом случае ей приходится выплачивать стоимость страхованиязданий или помещений, а также имущества — основных фондов: техники, автотранспорта, мебели и др. К этому присоединяются и суммы амортизационных отчислений за редакционное имущество. Транспортные расходы. оплата приобретения техники и материалов, необходимых для деятельности редакции. — фотоаппаратов, диктофонов и других предметов оргтехники, и расходных материалов — бумаги для ксероксов, конвертов, клея и т.п. Непременные статьи этой части редакционного бюджета — отчисления в федеральный и региональный бюджеты. НДС и на прибыль, на рекламу. Отчисления по соцстраху. Выплата средств учредителю и обслуживающему ее издателю. Реализация проектов в области издательской и коммерческой деятельности редакции. Отчисления в Фонд развития издания — Здесь концентрируются средства, которые обеспечивают его будущее — реализацию планов совершенствования структуры редакции, обновления ее технического оснащения, создания собственной полиграфической базы, укрепления социальной защиты журналистов и т.п, Резервный фонд.
Издательские и производственные расходы. Они образуют вторую большую долю расходной части редакционного бюджета и складываются из оплаты гонораров, выплат на приобретение бумаги, отчислений за типографские работы, расходов, связанных с распространением издания и с приобретением информации, необходимой для его выпуска. Гонорар- творческим сотрудникам, внередакционным авторам, за переводы. Понятие гонорарная стоимость номера- сумма общего гонорара, которым оплачивают все публикации, помещающиеся на полосах газетного или журнального номера. Но самую большую часть издательских расходов составляет не гонорар, а производственные расходы — стоимость бумаги (15—20% всех расходов газеты, или 40—50% издательских расходов, связанных с ее выпуском и распространением). На втором месте по величине издательских расходов стоит оплата типографских работ (15—20% всех расходов бюджета издания и 35—40% издательских расходов). Оплата распространения и транспортировки издания (20—25% общей суммы всех расходов редакционного бюджета). Приобретение информации, необходимой для выпуска издания (оплата договоров редакции с информационными агентствами).