Лекция по журналистике
- Лекция по журналистике
- Закономерности формирования и развития информационного рынка
- Аспекты и структура информационного рынка
- Издательский рынок
- Технический рынок
- информационный рынок
- Рынок периодических изданий
- Рынок распространителей и покупателей
- Предпосылки основания периодического издания
- Экономические предпосылки
- Проблемы собственности в медиабизнесе
- Процесс концентрации СМИ
- Российский капитал на информационном рынке
- Иностранный капитал на информационном рынке
- Финансовая база издания
- Бюджет и баланс издания
- Доходная часть бюджета. Реализация тиража
- Структура тиража
- Коммерческая деятельность редакции
- Процесс сбыта издания
- Прибыль редакции
- Подписка
- Розница
Процесс сбыта издания
Чем активнее идет сбыт периодического издания, тем больший доход получает редакция. Его величина во многом зависит от организации сбыта — распространения и продажи издания. Но не меньшую роль играет ценовая политика редакции — определение цен продажи на всех этапах сбыта издания.
Одна из предпосылок определения оптимальной цены товара при его продаже — учет продавцом всех статей, всех возможностей получения дохода. Редакции печатных периодических изданий предлагают покупателю определенное количество информации. Это их важнейший товар. Газетная редакция может увеличить его количество, выпустив в продажу приложения к основному изданию.
Значительную часть разнообразной информации, включенной в номера печатного издания, редакция реализует в форме услуги. Наряду с журналистской информацией, содержащейся в текстах и иллюстрациях, она продает также рекламу. Услуга рекламодателю и читателю.
Ценовая политика редакции органично связана с ее тиражной и рекламной политикой.
Ценовая полшпика и тираж издания. Определение оптимального тиража печатного издания обусловливает особенности ценовой политики его редакции. Цена номера — стоимость подготовки ипроизводства номера — оплаты публикаций журналистам и внередакционным авторам, бумаги, типографских работ. Себестоимость номера, тиража. + надбавка (отпускная цена номера). При подписке — цена номера обычно несколько ниже розничной цены.
Начиная очередную подлиску, редакция сообщает каталожную ценуиздания. Однако + стоимость услуг агентств Роспечати за проведение подписки, экспедирование (доставку газеты из типографии к отделениям связи и оттуда — подписчикам). В итоге — окончательная подписная цена нагазету.
Стоимость подписки на газету или цена номера, продаваемого в розницу, могут колебаться в зависимости от удаленности региона от редакции, от пункта печатания тиража, от стоимости транспортировки газеты в этот регион.
Особая ценовая ситуация возникает при подписке на российское издание за рубежом. несколько вариантов –1) редакция обращается к АО «Международная книга», которое обязуется организовать подписку на газету или журнал в странах ближнего и дальнего зарубежья и доставлять их номера подписчикам. 2) редакция заключает договор о печатании ее издания, подписке на него и доставкеномеров подписчикам с одной из зарубежных издательских фирм, соответственно оплачивая ее услуги.
Цена номера печатного издания при его продаже в розницу несколько отличается от ценыподписного номера. обычно она выше, чем при подписке, искладывается из его отпускной цены, стоимости услуг Роспечати или другой фирмы, которая занимается распространением печати, и надбавки, которую устанавливают киоскеры и частные продавцы газет. Возможен упрощенный вариант этой схемы, при котором из процесса распространения исключается какой-либо из его участников.
Редакции редко пытаются устанавливать высокую цену на свою газету с самого начала ее выхода на рынок. Это возможно в том случае, когда читателю предлагают уникальное по своим характеристикам издание, в котором он испытывает острую потребность в сложившейся ситуации.
Другое дело, когда редакция уже получившая популярность, выпускает новое издание — приложение. Престиж старого издания работает на новое и притягивает к нему читателей. Психологическая цена. — чуть ниже круглой суммы. Договорная цена (по какой договорятся, и со скидкой за оптом)
Ценовая политика и реклама. зависят друг от друга.
2 способа увеличения доходов редакции от рекламы. 1 — повышение цены рекламы, стоимости ее подготовки и публикации. 2 — увеличениеобъема рекламы в номере.
Завышение цены рекламы может отпугнуть рекламодателей, ее занижение обернется для редакции потерей возможных доходов. И здесь оптимальная цена рекламы представляет собой результат компромисса обеих сторон — рекламодателя и рекламораспространителя. Цена зависит от величины площади, которую занимает рекламное объявление. При определении цены рекламы взависимости от тиража издания стоимость рекламной полосы в одном номере умножают на количество номеров в его тираже. На цену рекламы влияет количество объявлений, поступающих вредакцию или компанию. Если приток рекламы прерывается, цену на нее приходится снижать — для того чтобы привлечь рекламодателей. И наоборот. Учитывают платежеспособность заказчиков. Определяют верхний предел увеличения цены рекламы. На цену рекламы воздействуют и такие объективные факторы, как регион распространения издания и его тираж. Ситуация на рекламном рынке также воздействует на формирование цены рекламы. В частности, стоимость рекламы у конкурентных изданий.
Процесс определения цены рекламы в печатных изданиях приводит к формированию в каждом из них системы наценок и скидок. Наценка — это оплата услуги, которую редакция оказывает рекламодателю, удовлетворяя его требования в отношении особой формы публикации объявления. )срочность, полосность, цветность, бронирование места и времени). Скидка — это форма поощрения рекламодателя, предложение уменьшить его расходы по оплате публикации объявления, если он увеличит его размеры на полосе или потребует повторить его внескольких номерах издания и т.п. Это и форма привлечения выгодного заказчика, впервые пожелавшегоопубликовать свое объявление в газете. Постоянного заказчика поощряют разнообразными скидками, в том числе специальными — за количество публикаций в разных выпусках издания, например в его приложениях. Или сезонными скидками.
Выплата комиссионных —стимулирование деятельности частных лиц и организаций, привлекающих рекламу в издание. Частному лицу (рекламному агенту) выплачивают комиссионные от 2 до 10% от суммы привлеченного им заказа. рекламным агентствам — до 15% от суммы заказа.
Ценовая политика в процессе производства издания
требуется приобрести необходимое количество материалов, энергии, технических средств, рабочую силу. Этот товар покупают на соответствующих рынках.
у процесса приобретения материалов, необходимых для непрерывного производства, есть определенные условия. 1 — ограничение времени, предоставленного покупателю: он может ждать лишь до тех пор, пока не иссякнут его материальные резервы. 2 (количественное): покупатель, желая сократить свои расходы, не может уменьшить объем своих закупок ниже определенного предела, не рискуя прервать выпуск издания. 3 — уровень качества товара.
Определение количества бумаги.
Ценовая политика в процессе приобретения рабочей силы
В условиях рыночной экономики труд этих люди стал товаром, который имеет свою цену, продается и покупается на рынке рабочей силы (труда).
Уровень заработной платы он устанавливает в соответствии с рыночной стоимостью труда специалиста данной специализации и квалификации и со своими возможностями оплачивать его труд, потребности в данном работнике. В каждой редакции формируется своя сетка усредненных зарплат, которой обычно придерживаются руководители коллектива. Однако в некоторых редакциях исходят из индивидуальных способностей и возможностей работников и устанавливают им индивидуальные оклады.
Определение размеров гонораров штатным и нештатным журналистам, внередакционным авторам и оплата переводов также являются элементами ценовой политики. Особенности ценовой политики зависят, конечно, от системы оплаты труда творческих работников, используемой руководителями редакции. При системе постоянных должностных окладов и отсутствии гонораров оплата труда журналистов будет, конечно, выше, чем при системе их повременно-сдельной оплаты. А при отсутствии должностных окладов повышаются гонорары.