Лекция по журналистике
- Лекция по журналистике
- Закономерности формирования и развития информационного рынка
- Аспекты и структура информационного рынка
- Издательский рынок
- Технический рынок
- информационный рынок
- Рынок периодических изданий
- Рынок распространителей и покупателей
- Предпосылки основания периодического издания
- Экономические предпосылки
- Проблемы собственности в медиабизнесе
- Процесс концентрации СМИ
- Российский капитал на информационном рынке
- Иностранный капитал на информационном рынке
- Финансовая база издания
- Бюджет и баланс издания
- Доходная часть бюджета. Реализация тиража
- Структура тиража
- Коммерческая деятельность редакции
- Процесс сбыта издания
- Прибыль редакции
- Подписка
- Розница
Рынок периодических изданий
Рынок периодических изданий. Именно здесь в постоянной конкурентной борьбе с другими изданиями решаются вопросы, связанные с существованием газеты.
Товар, который продают на этом рынке, предлагают в форме цельного издания — одного или нескольких номеровгазеты, журнала, телерадиопрограммы, информационного бюллетеня и т.п. Их производители-продавцы борются друг с другом за покупателей.
Побеждает сильнейший. Рынок периодических изданий имеет сложную многослойную структуру, сформировавшуюся в нескольких срезах. Первый из них определяется спецификой различных СМИ. В соответствии с этим рынок разделяется на несколько секторов. Один из них — рынок периодической печати (прессы). Вторым сектором является радиорынок. Он находится в состоянии относительной стабильности. Радиовещание охватывает огромную аудиторию, представляющую весь мир, идля ее расширения остаются весьма незначительные резервы. Быстрее всех развивался телевизионный рынок. Используя свои уникальные возможности представления зрителям визуальной информации, телевидение быстро перехватило у прессы ряд ее важнейших функций и оттеснило ее в ту часть информационного пространства, где телевизионные возможности оказались недостаточными. Этот сектор рынка продолжает свое развитие, в нем создают новые компании и программы. Рынок информационных агентств. В Советском Союзе — ТАСС и АПН (Агентство печати «Новости»). Изменения — сотни негосударственных центральных и региональных агентств, работающих на коммерческих началах и специализирующихся на различных направлениях подготовки журналистской информации.
Второй срез рынка периодических изданий — его структура, построенная по территориальному (региональному) принципу
Первичной его ячейкой является местный рынок, охватывающий один населенный пункт. Он возникает даже при наличии одной-единственной газеты, может образоваться и результате распространения — подписки и продажи периодичеких изданий, доставляемых в этот город из других центров. Элементом этого рынка становится даже единственныйподписчик или постоянный читатель — покупатель газеты, живущий где-нибудь на одинокой ферме.
Объединение нескольких местных рынков приводит к образованию регионального информационного рынка. Его величина зависит от размеров территории, обслуживаемой данным периодическим изданием. Это может быть областной или республиканский рынок, действует уже множество различных СМИ Выходящие здесь периодические издания распространяются нередко и за пределами своего региона.
Наибольшие масштабы имеет общенациональный (федеральный) рынок. распространяться на всей территории России. На нем представлена вся система ее СМИ. Сердцевина общенационального рынка — столичный р ы н о к. Он выделяется не только своими размерами и качествами предлагаемой на нем информации, но и ролью столицы как исторического, культурного и крупнейшего экономического центра страны.
Проникновение информации за рубежи России привело к формированию информационного рынка большинства стран, входивших прежде в Советский Союз.
В конечном счете российский общенациональный рынок периодических изданий сейчас представляет собой часть мирового информационного рынок. Мировой рынок питается информацией, поступающей из множества различных источников, в том числе из национальных СМИ.
Третий срез рынка периодических изданий — структура, построенная по языковому принципу.
Четвертый срез рынка периодических изданий — его сегментация. О ней будет подробно рассказано в одной из последующих глав.