Лекция по журналистике

Российский капитал на информационном рынке

Убедившись, что издательская деятельность в России откры­вает возможность получения значительных прибылей, на информационный рынок устремился отечественный капитал. Первоначально они стремились при этом к получе­нию дополнительного источника прибыли. Однако по мере того, как финансовые компании начинали оказывать все более сильное воздействие на политическую ситуацию в стране, они поставили перед собой вторую цель — превратить СМИ, которыми они рас­поряжались, в инструмент организации общественного мнения и влияния на политические, государственные структуры. Достиг­нуть этой цели они могли, лишь создавая мощные информацион­ные системы и тем самым ускоряя процесс концентрации рос­сийских СМИ.

В результате почти все крупнейшие общенациональные печат­ные издания, большинство которых выходили в столице, перешли в подчинение к финансовым магнатам. устремились на рынки аудио­визуальных СМИ, прежде всего телеви­дение — как самое действенное средство влияния на массовую аудиторию и манипулирования общественным мнением. пакеты акций ОРТ, ТВ-6, основа­ли новые, коммерческие, полностью принадлежащие им телеком­пании — НТВ, REN TV и др.

Рынок периодических изданий в Москве оказался поделенным между несколькими мощными информационно-издательскими концернами.

Холдинг предоставляет ряд преимуществ его основателю и вла­дельцу. Он упрощает управление входящими в него СМИ и други­ми организациями. Обычно его владелец создает управленческий центр, которому подчинены все редакции и компании холдинга. Это позволяет обеспечивать проведение ими единой политики, прежде всего экономической. Управленческий центр контролиру­ет использование финансовых и других ресурсов, которые предос­тавляет холдингу его владелец. Преимуществом холдинга является возможность экономии немалых средств путем организации еди­ной службы распространения печатных периодических изданий и централизованного снабжения всех редакций оперативной акту­альной информацией и рекламой. Кроме того, сами редакции сво­бодно обмениваются информацией и рекламными объявлениями, также получают возможность подготовки совместных тематичес­ких и целевых выпусков и передач. Холдинг позволяет проводить эффективную финансовую политику, регулируя финан­совые потоки.

Освоив столичный рынок, информационные холдинги вышли в регионы России, подчиняя себе местные газеты и журналы, не­большие региональные телерадиокомпании и основывая новые СМИ. На этом пути они встречают конкуренцию со стороны местного капитала, который начал создание своих региональных информационных холдингов.

Конкуренция на российском рынке становится все более ост­рой, экспансия мощнейших информационны* концернов усили­вается, возрастают ее масштабы. Все это приводит к возникнове­нию такой ситуации, в которой оказывается возможной монопо­лизация информационного обслуживания общества и Государства несколькими мощными информационно-издательскими объеди­нениями. Последние руководствуются при этом не общественными, а своекорыстными интересами финансово-промышленных групп, от которых они зависят.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по журналистике