Лекция по журналистике

Аспекты и структура информационного рынка

две части. Первая из них — ресурсный рынок. Он охваты­вает все, что необходимо для производства журналистской инфор­мации. отно­сятся финансы, рабочая сила, материалы и энергия, техника и различные виды информации — журналистской, рекламной, стати­стической, научной и др. Каждый из этих ресурсов продается на соответству­ющем рынке — финансовом, рабочей силы (труда), бумаги и дру­гих материалов, на рынке информации и т.д. Редакции и компа­нии выходят на эти рынки как покупатели. Необходимые им това­ры они приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а недостаточную журналистскую информацию — у информационных агентств и других редакций и компаний.

Вторая часть информационного рынка — это пространство, где продукция СМИ превращается в товар. Это — собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журна­листской информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара.

К этой среде относятся другие периодические издания — пе­чатные и электронные, уже находящиеся на информационном рынке. Один из его аспектов — рынок периодических изданий. Другой — рынок распространителей. Третий — рынок покупателей.

Финансовый рынок. Предоставляет СМИ несколько источников капита­лов, 1- инвестиции. Инвестор вкладывает свои деньги с целью получения доходов или возможно­сти воздействовать на властные структуры, реализовать свои поли­тические или экономические планы. Один из видов инвестиций — дотация — регулярная финансовая поддержка. Без правительственной дотации невозможна была бы деятельность го­сударственной телерадиокомпании, 2- кредиты в банке. Не сумеет редакция в срок расплатиться за взятый кредит — перед ней встанет реальная угроза банкротства или перехода в соб­ственность банка. 3 — спон­сор (банк, фирма или иная финансовая, коммерческая организация, которая согласилась бы на определенных условиях, учитывая соб­ственные интересы, включить редакцию с ее изданием в свою струк­туру или оказать ей денежную помощь в другой форме). спонсирование часто приводит к утере редакцией ее независимос­ти.

Рынок рабочей силы (труда). три части. Первая и важнейшая — рынок творческих работников — жур­налистов. На нем ищут профессионалов для укомплектования штата редакции нового издания. размеры и состав рынка непрерывно меняется. Это зависит от изменений спроса на журналистов различ­ных специальностей, их квалификации и опыта. Основание новых изданий активизирует поиск работни­ков для них. Уменьшение количества изданий приводит к тому, что их сотрудники оказываются вытолкнутыми на рынок труда. Спрос на журналистов снижается.

Состав рынка творческих работников и его размеры зависят и от типов новых периодических изданий и программ, периодично­сти их выпуска и других факторов. некоторые журналистские специальности периодически оказыва­ются на рынке дефицитными. Цена на услуги представителей этих и некоторых других дефицит­ных специальностей возрастает.

Рынок журналистского труда увеличивается в крупных горо­дах и сокращается до минимума в небольших населенных пунктах и районах.

Вторая часть рынка рабочей силы — рынок технических со­трудников. Это работники редакционных служб, которые обеспе­чивают процесс подготовки и выпуска номеров газет, журналов и передач телерадиопрограмм. Они же создают условия для творчес­кой и организаторской деятельности журналистов. Технические сотрудники составляют значительную часть редакционного кол­лектива. Обычно предложение на этом рынке превышает спрос.

Третья часть рынка рабочей силы для СМИ — рынок сотрудни­ков для редакционных коммерческих структур. спрос на профессионалов в области редакционно-издательского маркетинга и редакционного менеджмента.

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по журналистике