Лекция по журналистике
- Лекция по журналистике
- Закономерности формирования и развития информационного рынка
- Аспекты и структура информационного рынка
- Издательский рынок
- Технический рынок
- информационный рынок
- Рынок периодических изданий
- Рынок распространителей и покупателей
- Предпосылки основания периодического издания
- Экономические предпосылки
- Проблемы собственности в медиабизнесе
- Процесс концентрации СМИ
- Российский капитал на информационном рынке
- Иностранный капитал на информационном рынке
- Финансовая база издания
- Бюджет и баланс издания
- Доходная часть бюджета. Реализация тиража
- Структура тиража
- Коммерческая деятельность редакции
- Процесс сбыта издания
- Прибыль редакции
- Подписка
- Розница
Аспекты и структура информационного рынка
две части. Первая из них — ресурсный рынок. Он охватывает все, что необходимо для производства журналистской информации. относятся финансы, рабочая сила, материалы и энергия, техника и различные виды информации — журналистской, рекламной, статистической, научной и др. Каждый из этих ресурсов продается на соответствующем рынке — финансовом, рабочей силы (труда), бумаги и других материалов, на рынке информации и т.д. Редакции и компании выходят на эти рынки как покупатели. Необходимые им товары они приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а недостаточную журналистскую информацию — у информационных агентств и других редакций и компаний.
Вторая часть информационного рынка — это пространство, где продукция СМИ превращается в товар. Это — собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журналистской информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара.
К этой среде относятся другие периодические издания — печатные и электронные, уже находящиеся на информационном рынке. Один из его аспектов — рынок периодических изданий. Другой — рынок распространителей. Третий — рынок покупателей.
Финансовый рынок. Предоставляет СМИ несколько источников капиталов, 1- инвестиции. Инвестор вкладывает свои деньги с целью получения доходов или возможности воздействовать на властные структуры, реализовать свои политические или экономические планы. Один из видов инвестиций — дотация — регулярная финансовая поддержка. Без правительственной дотации невозможна была бы деятельность государственной телерадиокомпании, 2- кредиты в банке. Не сумеет редакция в срок расплатиться за взятый кредит — перед ней встанет реальная угроза банкротства или перехода в собственность банка. 3 — спонсор (банк, фирма или иная финансовая, коммерческая организация, которая согласилась бы на определенных условиях, учитывая собственные интересы, включить редакцию с ее изданием в свою структуру или оказать ей денежную помощь в другой форме). спонсирование часто приводит к утере редакцией ее независимости.
Рынок рабочей силы (труда). три части. Первая и важнейшая — рынок творческих работников — журналистов. На нем ищут профессионалов для укомплектования штата редакции нового издания. размеры и состав рынка непрерывно меняется. Это зависит от изменений спроса на журналистов различных специальностей, их квалификации и опыта. Основание новых изданий активизирует поиск работников для них. Уменьшение количества изданий приводит к тому, что их сотрудники оказываются вытолкнутыми на рынок труда. Спрос на журналистов снижается.
Состав рынка творческих работников и его размеры зависят и от типов новых периодических изданий и программ, периодичности их выпуска и других факторов. некоторые журналистские специальности периодически оказываются на рынке дефицитными. Цена на услуги представителей этих и некоторых других дефицитных специальностей возрастает.
Рынок журналистского труда увеличивается в крупных городах и сокращается до минимума в небольших населенных пунктах и районах.
Вторая часть рынка рабочей силы — рынок технических сотрудников. Это работники редакционных служб, которые обеспечивают процесс подготовки и выпуска номеров газет, журналов и передач телерадиопрограмм. Они же создают условия для творческой и организаторской деятельности журналистов. Технические сотрудники составляют значительную часть редакционного коллектива. Обычно предложение на этом рынке превышает спрос.
Третья часть рынка рабочей силы для СМИ — рынок сотрудников для редакционных коммерческих структур. спрос на профессионалов в области редакционно-издательского маркетинга и редакционного менеджмента.