Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- АТС и его эксплутационные свойства
- Условия эксплуатации АТС
- Оценочные показатели ТСС
- Силы, действующие на АТС
- Характеристики двигателя
- Мощность, подводимая к ведущим колесам
- Потери в трансмиссии
- Радиусы колеса
- Скорость и ускорение АТС. Динамика автомобильного колеса.
- Режимы качения колеса
- Движение колеса по деформируемой дороге
- Page 13
- Тип дорожного покрытия
- Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления.
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления.
- Силы сопротивления дороги
- Аэродинамика АТС.
- Сила сцепления. Возможность движения
- Уравнение движения АТС
- Методы решения уравнений силового и мощностного балансов
- Графики силового и мощностного балансов
- Динамический фактор и динамическая характеристика
- Динамический паспорт
- Приемистость АТС. Путь и время разгона
Характеристики двигателя
До настоящего времени на АТС используются почти исключительно поршневые двигатели., поэтому основное внимание уделяется им. Для исследования ТСС первоочередное значение имеют скоростные характеристики, т.е. графики зависимости , , , от оборотов двигателя .
Различают внешние и частичные характеристики. Внешняя характеристика снимается при полной подаче топлива. Рассмотрим такую характеристику (см. рис.1.1).
Рис. 2 Внешняя скоростная характеристика двигателя.
Здесь:
, - максимальная мощность и максимальный крутящий момент двигателя соответственно;
, - номинальные (гарантируемые заводом — изготовителем) мощность и крутящий момент;
- момент, соответствующий номинальной мощности;
, - обороты двигателя, соответствующие максимальной мощности и максимальному моменту;
, , - удельные расходы топлива: минимальный, соответствующий максимальной мощности, соответствующий максимальному моменту.
Для оценки ТСС большое значение имеет запас крутящего момента:
М,% = (- )/*100 (1.1)
А также два к-та:
- к-т приспособляемости по моменту: = /;
- к-т приспособляемости по оборотам: = /.
Эти показатели характеризуют устойчивость работы д.в.с. и его способность приспосабливаться к внешней нагрузке. Д.в.с. работает устойчиво, если при уменьшении оборотов и неизменном положении органов управления его крутящий момент увеличивается.
Для бензиновых д.в.с.: М = 10…35%, = 1,5…2,5; для дизельных: М = 10…15%, = 1,45…2,0. (На дизелях применяют специальные корректоры, увеличивающие подачу топлива дополнительно).
Скоростные характеристики снимают по стандартным методикам (ГОСТ 14846-81). Этим стандартом регламентируется комплектация д.в.с. и условия испытаний. В частности испытания проводят при снятых радиаторе, глушителе, вентиляторе, компрессоре, насосе усилителя и другом т.п. навесном оборудовании, условия испытаний стандартные по давлению, температуре и влажности.
Все точки скоростной характеристики снимаются на установившемся режиме, т.е. таком при котором в течение хотя бы одной минуты остаются неизменными обороты, крутящий момент и температура двигателя.
При снятии характеристики определяют при различных , а мощность рассчитывается по формуле: = * , (кВт).
На АТС д.в.с. работает в других условиях: 1) часть мощности расходуется на привод устройств снятых при испытании; 2) реальные условия отличны от стандартных.
В целом нужно понимать, что:
1) ВСХ снятые по стандартам различных стран существенно могут отличаться (на 3..5%). Поэтому при использовании данных из других литературных источников необходимо знать по каким стандартам получены эти характеристики.
2) Поскольку часть мощности расходуется на привод дополнительных устройств, а реальные условия отличаются от стандартных, реально мощность двигателя меньше той, которая получена при испытаниях. Поэтому при использовании ВСХ необходимо полученные значения мощности умножать на к-т коррекции, меньший единицы. Для приближенных расчетов его можно принимать равным: = 0,8…0,9.
Для расчетов, особенно на ЭВМ удобно пользоваться аналитическими зависимостями. Так широко известна формула С.Р. Лейдермана:
= a/+ b/- c/, (1.2)
где:
к-ты a, b, c имеют разные значения в зависимости от типа д.в.с.. Так для карбюраторных: a = b =c = 1. Для дизельных: a = 0,87; b = 1,13; c = 1.
Более точные значения можно рассчитать по следующим формулам:
- для бензиновых д.в.с.: a=3 - 4 /2-1; b=3-2a; c=2-a.
- для дизельных: a=1- M,%/1002-/-1; b=21-a/2-; c=b/2.