Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- АТС и его эксплутационные свойства
- Условия эксплуатации АТС
- Оценочные показатели ТСС
- Силы, действующие на АТС
- Характеристики двигателя
- Мощность, подводимая к ведущим колесам
- Потери в трансмиссии
- Радиусы колеса
- Скорость и ускорение АТС. Динамика автомобильного колеса.
- Режимы качения колеса
- Движение колеса по деформируемой дороге
- Page 13
- Тип дорожного покрытия
- Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления.
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления.
- Силы сопротивления дороги
- Аэродинамика АТС.
- Сила сцепления. Возможность движения
- Уравнение движения АТС
- Методы решения уравнений силового и мощностного балансов
- Графики силового и мощностного балансов
- Динамический фактор и динамическая характеристика
- Динамический паспорт
- Приемистость АТС. Путь и время разгона
Аэродинамика АТС.
На автомобиль действуют аэродинамические силы. Равнодействующую всех элементарных аэродинамических сил называют полной аэродинамической силой:
P= cFq, (1.34)
где: c- безразмерный к-т полной аэродинамической силы
F — площадь Миделя, в качестве которой принимается, выраженная в млобовая площадь, равная площади проекции АТС на плоскость перпендикулярную его продольной оси.
Для грузовых АТС: F = В Н, для легковых: F = В Н, где: В — ширина колеи Ви Н- соответственно габаритная ширина и высота АТС.
q = V/2 — скоростной напор (кг/мс), равный кинетической энергии одного кубического метра воздуха, движущегося со скоростью, равной скорости движения автомобиля относительно воздушной среды.
Результирующий момент элементарных аэродинамических сил, действующих на поверхность АТС, называют полным аэродинамическим моментом автомобиля:
М= mFqb, (1.35)
где: m- безразмерный к-т полного аэродинамического момента
b — характерный линейный размер по ширине, в качестве которого обычно принимают ширину колеи.
P и М раскладываются по осям прямоугольной системы координат. При этом проекцию силы Pна ось ОХ называют силой сопротивления воздуха Р:
Р= сF V, (1.36)
где: с- к-т лобового сопротивления воздуха.
Проекцию силы Pна ось ОУ называют боковой аэродинамической силой P.
Проекцию силы Pна ось ОZ называют подъемной аэродинамической силой Р.
Проекцию момента Мна ось ОХ называют моментом крена М.
Проекцию момента Мна ось ОУ называют опрокидывающим моментом М.
Проекцию момента Мна ось ОZ поворачивающим моментом М.
Все коэффициенты, входящие в расчетные формулы, определяются опытным путем, обычно при продувке в аэродинамической трубе.
На ТСС основное влияние оказывают сила лобового сопротивления, подъемная сила и опрокидывающий момент.
Лобовое сопротивление складывается из пяти составляющих:
1) Сопротивление формы — 55…60%. Обусловлено в основном разностью давлений (спереди — повышенное, сзади — пониженное). Решающее значение имеет форма капота, крыльев, ветровых и боковых стекол, крыши, багажника.
2) Внутренне сопротивление кузова — 10…15%. Создается потоками воздуха, проходящими внутри автомобиля (вентиляция, отопление, потоки через открытые форточки люки).
3) Дополнительные сопротивления — 10…15%. Вызываются выступающими частями (зеркала, антенны, фары, ручки)
4) Индуктируемое сопротивление — 5…10%. Вызывается взаимодействием боковой и подъемной силы в направлении продольной оси.
5) Сопротивление поверхностного трения — 5…10%. Вызывается силами вязкости пограничного слоя воздуха и зависит от величины этой поверхности и её шероховатости.
Принимая плотность воздуха постоянной, равной 1,225 кг/м, можно считать с/2 = К, зависящим только от формы кузова и угла натекания. К можно рассматривать как характеристику автомобиля, а именно к-т сопротивления воздуха (к-т обтекаемости), который численно равен силе сопротивления воздуха, действующей на 1 мплощади автомобиля при скорости 1 м/с.
В справочной литературе обычно приводятся значения с (к-та обтекаемости), их получают при продувке в аэродинамической трубе, реальные значения получают умножением на к-т 1,35.
Для углов натекания 0 средние значения К составляют:
- легковые автомобили 0,18…0,35 кг/м;
- автобусы с капотной компоновкой 0,45…0,55 кг/м;
- автобусы с вагонной компоновкой 0,35…0,45 кг/м;
- грузовые бортовые 0,6…0,8 кг/м;
- грузовые фургоны 0,5…0,6 кг/м;
- цистерны 0,55…0,65 кг/м;
- автопоезда 0,85…0,95 кг/м.
Для неподвижной среды: Р= КF V, при наличии ветра: V= , если =0, то: V= V+ V, а если =180, то:
V= V- V.
Соответственно, мощность сопротивления воздуха в кВт:
N= КF V/1000, (1.37)